Сочинение егэ по русскому языку. Что можно узнать о человеке по его речи


Как речь человека помогает нам понять его характер? Суть именно этой проблемы раскрывает нам Д.С. Лихачев в своем тексте.

Говоря об этом, он сравнивает язык с одеждой, которую мы носим, указывая на то, что наша речь – очень важная составляющая нашей повседневной жизни, нашего имиджа. Кроме того, автор утверждает, что бранные и некрасивые слова в своей речи используют только неуверенные в себе люди, старающиеся защититься от угроз и давления внешнего мира, посредством ответных нападок. Грубость – не признак силы. По-настоящему же сильный духом человек никогда не будет себя так вести, говорит Лихачев, ведь он и так уверен в себе и знает цену своему слову. Исходя из этих пунктов, автор отмечает, что при диалоге мы с легкостью можем, по речи собеседника, определить хотя бы его уровень развития.

Лихачев побуждает нас учиться говорить правильно и красиво. Да, это сложно, но, в конечном счете, наша речь формирует нашу личность, мысли, способность не поддаваться влиянию среды.

Я согласна с позицией автора и тоже считаю, что, то, как и что говорит человек, полностью создает его психологический и моральный облик. Поэтому очень важно следить за своей речью, как и за своим внешним видом, уважительно относиться к каждому произнесенному слову. Мне кажется, проблема эта очень актуальна особенно для нашей современной жизни. Сейчас большую часть времени нынешнее поколение проводит в Интернете; слова все упрощаются или даже заменяются картинками.

Люди стали разговаривать обрывками фраз, забывая о красоте и возможностях русского языка. А вместе с языком сужается и наше сознание.

Во многих произведениях речь героя и ее стилистические особенности помогают нам глубже понять характер персонажа. Например, в комедии «Недоросль» Фонвизина, главная героиня, госпожа Простакова, бранными выражениями и грубостью создает себе образ безграмотного самодура, который никого, кроме себя, не уважает. Речь же Стародума отличается мудростью, она богато наполнена, правильна и интересна, что сразу подсказывает: это человек - образованный, воспитанный. умный.

Другим примером является Евгений Онегин, герой одноименного романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Этот герой с легкостью создал себе образ светского интеллигента при помощи опрятного внешнего вида и своих речей. Будучи в какой-то мере начитанный личностью, Евгений мог поддержать любой разговор и блеснуть строками из известных произведений. Именно поэтому герой долгое время без труда пользовался успехом у дам. Однако, мы знаем, что на деле Онегин более глубокий персонаж, просто использующий маски, для простоты и удобства.

Таким образом, мы приходим к выводу, что наша речь – наше орудие и действительно является важной частью нашей жизни, рисующей наш портрет для других людей. И это орудие нужно или можно умело использовать, производя должное впечатление на людей.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2018-04-21

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Николай Тимченко, психолог
Источник: Elitarium.ru

Речевое поведение человека служит индикатором его общей эрудиции, особенностей интеллекта, мотивации поведения и эмоционального состояния. По нему можно также определить эмоциональную напряженность человека, которая

Речевое поведение человека служит индикатором его общей эрудиции, особенностей интеллекта, мотивации поведения и эмоционального состояния. По нему можно также определить эмоциональную напряженность человека, которая проявляется в выборе слов и стиле построения фраз.

Эрудиция может быть в известной степени оценена содержательностью речи и предполагает прежде всего наличие глубоких и разносторонних знаний. Если по конкретным высказываниям человека видно, что он хорошо разбирается в различных вопросах, быстро находит веские аргументы для подтверждения своей точки зрения, используя при этом адекватные языковые средства, то о нем можно сказать, что это эрудированный человек.

Отметим, что речь является важным информативным сигнализатором при оценке эмоционального состояния лица, в частности его эмоциональной напряженности, проявляющейся в особенности выбора слов, специфике стилистического построения высказывания.

Можно сделать вывод, что личность несет в себе опыт языкового развития поколений, в том числе и опыт мастеров слова, опыт страны, среды, а также и свой собственный, что она всегда находится в рамках заданного многообразными условиями речевого поведения.

В состоянии эмоциональной напряженности многие люди, высказывая свою точку зрения, с трудом подбирают слова. В частности, по сравнению с речью в обычных условиях, возрастает количество и длительность пауз. Иногда их называют паузами нерешительности. В этом легко убедиться, если сравнить речь одного и того же человека в спокойном состоянии и состоянии эмоциональной напряженности.

Затруднения в выборе слов могут проявляться в произнесении различных бессмысленных повторов, в употреблении слов: «это», «видите ли», «знаете», «такой», «ну», «вот» и т. д.

В условиях эмоциональной напряженности словарный запас становится менее разнообразным. Речь в этих случаях характеризуется шаблонностью: говорящий главным образом употребляет те слова, которые наиболее типичны для него, активно пользуется речевыми штампами.

Другой важнейший показатель эмоционально напряженной речи - грамматическая незавершенность фраз, конкретизирующаяся в грамматической неоформленности, нарушении логической связи, последовательности между отдельными высказываниями, что приводит к двусмысленности. Говорящий отвлекается от основной мысли, сосредотачиваясь на деталях, что, безусловно, затрудняет понимание. В дальнейшем он, как правило, осознает допущенную ошибку, однако, пытаясь ее исправить, обычно еще больше путается. Следует отметить, что важнейшим индикатором психического здоровья человека является речь, по ней четко фиксируются практически все психические отклонения.

Интонации голоса являются также тонкими сигнализаторами не только состояний, но и глубинных личностных параметров человека. Можно менять тембр голоса, пребывать в разном настроении, но при этом лишь 20% ваших характеристик будут новыми - остальные 80% постоянны. Учет голосовых признаков в изучении собеседника дает очень важную и надежную информацию, скрыть которую от внимательного наблюдателя говорящий может только при соответствующей специальной тренировке.

Известный отечественный лингвист A.M. Пешковский писал о связи эмоций и интонации: «...выражение эмоциональной стороны речи - основная и, надо думать, исконная функция. В то время как в значениях собственно звуковой стороны речи эмоциональная сторона почти не отражается, значения интонационной стороны на 0,9 заполнены ею. Стоит только вспомнить обилие восклицательных высказываний в нашей повседневной речи и их интонационное, особенно тембровое (а тембр, конечно, тоже часть интонации) многообразие, чтобы признать, что чувства наши мы выражаем не столько словами, сколько интонацией». Интонация, тембр составляют тот фонд значимых фонации, которыми мы широко пользуемся в общении. И здесь опять-таки вся гамма чувств и весь спектр социальных и личностных отношений. В одной из газет читаем: «В самом деле, печаль, радость, фальшь, триумф - сотни нюансов настроения и внутреннего состояния собеседника распознаем мы безотчетно, не успев вдуматься в смысл. Интонации, нужно отметить, универсальны. И даже когда человек молчит, его эмоциональное состояние сказывается на электрической активности мышц речевого аппарата». Как часто писатель обозначает именно голосовое сопровождений произносимых персонажами высказываний: сказал он - мягко, вкрадчиво, грубо, вызывающе, с улыбкой, сквозь зубы, радушно, приветливо, угрюмо, злобно. И по тому, как слово «прозвучало» в художественном тексте, мы распознаем чувства, отношения персонажей. И каждый из оттенков будет выявлен особенностями интонационного, голосового выражения, а также «языком глаз», улыбкой.

В ситуациях общения голос человека является весьма характерной чертой, позволяющей составить общее впечатление о нем. В массовых исследованиях было получено от 60 до 90% правильных суждений относительно величины тела, полноты, подвижности, подвижности внутреннего состояния и возраста, опираясь только на голос и на манеру говорить.

  • оживленная, бойкая манера говорить, быстрый темп речи свидетельствует об оживленности, импульсивности собеседника, его уверенности в себе;
  • спокойная, медленная манера указывает на невозмутимость, рассудительность, основательность;
  • заметные колебания в скорости речи обнаруживают недостаток уравновешенности, неуверенность, легкую возбудимость человека;
  • сильные изменения громкости свидетельствуют об эмоциональности и волнении собеседника;
  • ясное и четкое произношение слов указывает на внутреннюю дисциплину, потребность в ясности;
  • нелепое, расплывчатое произношение свойственно уступчивости, неуверенности, мягкости, вялости воли.

Говоря о личностных характеристиках голоса, нельзя не сказать о смехе. Смех - одна из выразительнейших особенностей личности. Наиболее ярко свое отношение к нему выразил еще в XVIII столетии известный немецкий врач Кристоф Гуфеланд: «Из всех телесных движений, потрясающих тело и душу вместе, смех - есть самое здоровое». Человек распознает множество оттенков смеха: радостный, веселый, беззаботный, звонкий, грохочущий, блеющий, горький или сладкий, грязный (сальный), ядовитый, ненавидящий, издевательский, злорадный, степенный, уютный, смущенный, скрытый, деланный, искусственный, вымученный и т.д. Рассмотрим несколько вариантов смеха:

  • на «а» (ха-ха): совершенно открытый, идущий от сердца. Свидетельствует о неомраченной радости, беззаботности, наивно-веселом нраве человека;
  • на «э» (хе-хе): не слишком симпатичный, вызывающий, дерзкий, завистливый. Чем более открыта гласная, тем больше злорадства, хамства, презрения он выражает;
  • на «и» (хи-хи): хихиканье, уходящее вглубь себя. Свидетельствует о скрытности, хитрости, иронии и злорадстве (типичен для молодых девушек);
  • на «о» (хо-хо): звучит хвастливо-угрожающе, с некоторым критическим удивлением, протестом, в своей основе - издевательский и протестующий;
  • на «у» (ху-ху): указывает на скрытый страх, робость, боязливость натуры.

В исследовании П.М. Ершова особо подчеркивается полная непроизвольность смеха, хотя в перечне его нюансов далеко не все они рождаются без участия сознания. Напротив, иронический, ехидный, покровительственный, саркастический и другие оттенки его хоть и воспроизводятся с использованием одних и тех же механизмов, но мимика, сопровождающая их, все же искусственная. Поэтому целесообразно различать: а) истинно непроизвольный смех; б) произвольный демонстративный; в) непроизвольный, но контролируемый.

Таким образом, не только речевые, но и экстралингвистические, паралингвистические особенности произношения, с одной стороны, дают нам возможность судить о партнере и, с другой, характеризуют каждого из нас.

«Речь - это канал развития интеллекта

Чем раньше будет усвоен язык, тем легче и полнее будут усваиваться знания».

Н.И. Жинкин

Речь имеет очень большое значение в жизни человека. С ее помощью мы общаемся друг с другом, познаем мир. Речевая деятельность для человека и общества имеет огромное значение. Это среда обитания человека. Так как без общения человек не может существовать. Благодаря общению формируется личность человека, развивается интеллект, человек воспитывается и получает образование. Общение с другими людьми помогает организовать общую работу, обсудить и реализовать планы. Таким образом, общество достигло высокого уровня цивилизации, полетело в космос, спустилось на дно океана.

Речь является основным средством человеческого общения. Без нее человек не имел бы возможности получать и передавать большое количество информации. Без письменной речи человек был бы лишен возможности узнать, как жили, что думали и делали люди предыдущих поколений. У него не было бы возможности передать другим свои мысли и чувства. Благодаря речи как средству общения индивидуальное сознание человека, не ограничиваясь личным опытом, обогащается опытом других людей, причем в гораздо большей степени, чем это может позволить наблюдение и другие процессы неречевого, непосредственного познания, осуществляемого через органы чувств: восприятие, внимание, воображение, память и мышление. Через речь психология и опыт одного человека становятся доступными другим людям, обогащают их, способствуют их развитию.

По своему жизненному значению речь имеет полифункциональный характер. Она является не только средством общения, но и средством мышления, носителем сознания, памяти, информации (письменные тексты), средством управления поведением других людей и регуляции собственного поведения человека. Соответственно множеству ее функций речь является полиморфной деятельностью, т.е. в своих различных функциональных назначениях представлена в разных формах: внешней, внутренней, монолога, диалога, письменной, устной и т.д. Хотя все эти формы речи взаимосвязаны, их жизненное назначение неодинаково. Внешняя речь, например, играет в основном роль средства общения, внутренняя -- средства мышления. Письменная речь чаще всего выступает как способ запоминания информации. Монолог обслуживает процесс одностороннего, а диалог -- двустороннего обмена информацией.

Важно отличать язык от речи. Их основное различие заключается в следующем. Язык -- это система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющие для людей определенные значение и смысл. Речь же -- это совокупность произносимых или воспринимаемых звуков, имеющих тот же смысл и то же значение, что и соответствующая им система письменных знаков. Язык един для всех людей, пользующихся им, речь является индивидуально своеобразной. В речи выражается психология отдельно взятого человека или общности людей, для которых данные особенности речи характерны, язык отражает в себе психологию народа, для которого он является родным, причем не только ныне живущих людей, но и всех других, которые жили раньше и говорили на данном языке.

Речь без усвоения языка невозможна, в то время как язык может существовать и развиваться относительно независимо от человека, по законам, не связанным ни с его психологией, ни с его поведением.

Связывающим звеном между языком и речью выступает значение слова. Оно выражается как в единицах языка, так и в единицах речи.

Речь вместе с тем несет в себе определенный смысл, характеризующий личность того человека, который ею пользуется. Смысл в отличие от значения выражается в тех сугубо личных мыслях, чувствах, образах, ассоциациях, которые данное слово вызывает именно у этого человека. Смыслы одних и тех же слов для разных людей различны, хотя языковые значения могут быть одинаковыми.

речь психология малый группа

Заговори, я чтоб я тебя увидел,
Заговори, чтоб я тебя узнал.
Чтоб я тебя случайно не обидел,
Неуваженьем, чтобы не прогнал.
Заговори со мною на досуге,
Поговори со мною о былом.
Когда ты станешь милой мне супругой,
Чтоб завязалась наша жизнь узлом.
Чтоб хорошо друг друга мы узнали,
Пока огонь у нас в сердцах горит,
Пока разлук серьёзных не познали
Давай с тобой ещё поговорим.
Сократ
«Заговори, чтобы я тебя увидел» ; некогда сказал известный древнегреческий философ молчавшему молодому человеку. «Каков человек, такова его и речь» – считал Сократ.
Человека можно одеть в какую угодно одежду, окружить предметами, которые бы создавали иллюзию о его социальном статусе, вкусах, характере, взглядах на жизнь. Но именно слова, речь – отражение его внутреннего мира.
Зрительный образ – всего лишь оболочка, которая скрывает истинное лицо человека. Именно слова, произносимые собеседником «сообщают» нам о его внутреннем мире все: что есть и чего – нет.
Все мы знаем случаи, когда человек внешне некрасив, а пообщавшись с ним его внутренний мир, оказывается настолько прекрасным, что внешность перестает иметь вообще какое либо значение. Это происходит, когда человек начинает говорить и его речь буквально захватывает с первых слов. Она честна и понятна. Нам хочется смотреть на собеседника, не отрываясь, смотреть и слушать. Эти ценные минуты запоминаются надолго, и именно такого общения ты ждешь с нетерпением и забываешь не скоро.
Умение говорить – это великое благо, данное человеку, с помощью которого он может высказывать свои мысли, передавать эмоции, чувства, переживания. К сожалению, не все умеют правильно пользоваться этим благом, часто злоупотребляя им. Что мы иногда можем услышать вслед, даже просто прогуливаюсь по улице? Да, можем услышать насмешки, подколы, оскорбления, проклятия, бранные слова, которые порой очень ранят. От слов человек может сильнее пострадать, чем от физической боли. Иногда, сказав лишнее, можем причинить сильную боль даже самому близкому и после сожалеем об этом, но «Слово не воробей, вылетит – не поймаешь». В такие моменты важно уметь сказать «Прости», хотя далеко не все могут пойти на такой шаг, некоторым просто не хватает смелости. Из-за своей гордости или страха многие из нас предпочитают оставить все как есть, убежать от проблемы, чем попросту извиниться, причиняя другому человеку еще большую боль и в следствии разочарование.
От умения правильно использовать речь зависит также возможность устроиться на работу. «Кто не умеет говорить, тот карьеры не сделает» – говорил Наполеон Бонапард. Никто не возьмет на работу человека, который не может и двух слов связать или окажется не воспитанным хамом. Так что, очень важно совершенствовать свой словарный запас, следить за правильность и культурой речи и главное думать, что и когда нужно говорить.
Нужно не забывать о том, что иметь хороший словарный запас, говорить умными фразами еще не является залогом успеха. Чтобы произвести хорошее впечатление, мы должны говорить уверенно и связанно, не запинаясь, не мямля, не нарушая без причины текучесть голоса. Голос человека сам может привлекать или отталкивать слушателя. Это действительно так. Прислушайтесь к голосу одной из известных ведущих теленовостей на канале «1+1» Алле Мазур. Ее речь четкая и уверенная, что вызывает доверие и не возникает желания переключить на другой канал, а хочется дослушать выпуск до конца. Приятный голос телеведущей и четкое произношение привлекает слушателей.
Речь имеет огромное значение в нашей жизни, она несет в себе не только информацию о предмете разговора, обсуждаемой темы, но и о нас самих. Речь раскрывает человека, показывая, насколько он развит, она дает общие темы, открывает путь для дальнейшего общения. Я соглашусь со словами Сократа. Чтобы увидеть человека изнутри и понять – нужно услышать его речь. Возможно, нам стоит задуматься об этом? Нужно совершенствовать свою речь и следить за тем, что и как мы говорим, ведь речь – это наша визитная карточка, которая может рассказать о нас абсолютно все.

Информацию о свойствах говорящего, содержащуюся в его устной речи, условно делят на смысловую и личностную. Первая – это совокупность сведений, имеющихся в устном сообщении. Она обычно свидетельствует об общем развитии говорящего, его взглядах, наличии у него определенных, в том числе профессиональных, познаний, а также о знании им событий, фактов или обстоятельств, известных лишь узкому кругу лиц.

Личностная информация более ценна. Она – языковое выражение содержания и структуры устного высказывания, отражающее стиль, лексику, грамматический строй и логику последнего, т.е. те признаки, которые позволяют судить о физическом, психологическом и социальном образе личности, его половозрастных и конституционных характеристиках, анатомических особенностях речеобразующего тракта. Личностная информация отражает также черты характера, образование, интеллект, диалектные особенности, складывающиеся в зависимости от географического района формирования речи, позволяя сделать диагностические суждения об особенностях личности говорящего.

Так, о половой принадлежности могут свидетельствовать слова категорий рода (мой-моя, получил-получила, рад-рада и т.д.). Кроме того, в разговоре женщины более эмоциональны по отношению к излагаемым фактам, они чаще употребляют экспрессивно окрашенную лексику вроде «ужас», «стыд», «шок» и т.д. Мужчины же выражают свои эмоции, прибегая к иронии, грубым и даже бранным словам. Половую принадлежность говорившего можно определить и на основе анализа диапазона голоса по высоте основного тона и по тембру. Различия здесь обусловлены менее развитой брюшной и грудной мускулатурой, меньшим объемом легких и меньшей длиной голосовых связок у женщин.

Начиная с крика новорожденного и кончая старческой речью, человеческий голос претерпевает длительный процесс изменений, сопровождающийся резкими превращениями, связанными как с закономерностями биологического характера, так и со случайными факторами. При этом с возрастом меняется не только высота и интенсивность голоса, но и его тембр. Уже в детском возрасте, но особенно в период полового созревания изменяется строение гортани, преобразуя мальчишеский дискант или альт в голос мужчины – баритон или даже бас. У девочек в это время наблюдается переход детского дисканта или альта в женское сопрано или контральто. В пожилом возрасте, когда завершается процесс окостенения гортани, голос продолжает меняться вследствие уменьшения емкости легких, понижения их эластичности сужения грудной клетки. Голос становится слабым, дребезжащим, глухим.

Сведения о примерном возрасте говорившего можно почерпнуть из автобиографических упоминаний, малоизвестных сообщений или обстоятельств, которые имели место в прошлом, по использованию вышедших из активного употребления слов (оборотов) или новейших словечек и выражений. О молодом возрасте говорившего может свидетельствовать категоричность суждений по самым разным вопросам. Пожилые же люди проявляют осторожность в высказываниях, имеют склонность давать советы и поучать собеседника.


Об образовании и степени культуры человека можно судить, исходя из использованного им словарного запаса, полноты и детализации выражения мысли, речевых приемов, наличия в устной речи характерных лексических признаков, а также от произношения.

Лексические признаки устной речи – это совокупность слов, выражений и оборотов, употребляемых для изложения своих мыслей. Так, литературность устной речи, наличие профессиональных и технических терминов указывают на образование и степень культуры человека. Лица, владеющие богатым словарным запасом, как правило, выражают свои мысли емкими по значению и наиболее близкими к конкретной ситуации словами. Люди с бедным словарным запасом ограничиваются повторением одних и тех же слов, отличающихся недостаточными выразительностью и последовательностью, и довольно примитивных.

Диагностические исследования фонограмм устной речи проводятся с целью определения некоторых физиологических и анатомических характеристик человека. Например, по шепелявости и гнусавости в речи выявляются такие заболевания нервной системы, как парез и афазия, а по тембру голоса – рост и объем грудной клетки человека.

Шепелявость – отсутствие правильной артикуляции при произнесении звуков «с» и «з» чаще всего – следствие дефекта в строении челюстей и зубов или недостатка слуха, который не позволяет контролировать собственную речь. Гнусавость – патологическое изменение тембра голоса и искаженное произнесение звуков речи – обычно обусловлена дефектами нёбно-глоточного затвора, искривлением носовой перегородки или образованием в носу полипов.

Парез – заболевание, при котором ослабляются двигательные функции речевого аппарата. При нем затрудняется артикуляция отдельных звуков, в которой активную роль играет язык: «ч», «р», «щ» «ж», и др. Афазия – заболевание некоторых участков головного мозга, влекущее расстройство речи. При афазии может разрушаться сама структура слова, затруднен переход от одного слога к другому. Очень заметны ограниченный запас слов, медленный темп речи, частые паузы. Эти признаки особенно четко проявляются при волнении.

Связь между устной речью и физическими характеристиками человека отражает зависимость его анатомии и физиологии с устройством речеобразующего аппарата и речевой деятельностью.

Суждение о месте рождения или длительного проживания человека. В последнее время вследствие повышения уровня образования люди стали говорить все более близко к нормам литературного языка. Однако в разговорной речи довольно часто продолжают наблюдаться особенности диалекта, который отражает специфику определенной местности. Более того, человек, владеющий литературным языком, в состоянии стресса или эмоционального возбуждения проявляет признаки диалекта, характерного для местности, где он учился говорить или долго проживал.

Термином «диалект» (от греческого dialektos – разговор, говор) обозначаются местные речевые особенности языка, распространенного на большой территории. Диалекты различаются тем резче, чем дальше территориально друг от друга находятся носители языка, в то время как в речи жителей смежных районов наблюдаются общие признаки бытующих там диалектов.

Диалектные особенности говорящего включают лексический фонд (слова, фразы), грамматические формы (склонения, спряжения, сочетания слов, фонетический строй и др.), а также просодические признаки (интонация, ударение, темп речи, акцент).

Территориальные диалекты разграничиваются местом их распространения. В одном районе или городе не может быть больше одного территориального диалекта. Особенности конкретного территориального диалекта наиболее ярко выражаются в лексическом фонде. Определенные слова одного диалекта не встречаются в других, в различных диалектах одинаковые слова употребляются в разном значении. Особенности территориальных диалектов проявляются также в лексике и фразеологии, грамматических формах и просодических признаках речи.

Особое значение имеет интонация, включающая совокупность следующих элементов: мелодику (изменение основного тона голоса), паузы между словами и фразами, интенсивность произнесения отдельных слов в речевом потоке, темп речи и тембр голоса.

По этим признакам различают более двадцати видов интонации, например выражающей вопрос, восторг, удивление, призыв, страх, отвращение, гнев, радость, отрицание, подтверждение и т.д. Все эти виды интонации имеют в диалектах отклонения от норм, что в основном обусловлено характерными особенностями мелодики того или иного диалекта и своеобразием акцента, с которым произносятся некоторые слова и фразы.

При анализе интонационных особенностей территориального диалекта необходимо пользоваться специальной литературой (диалектологическими атласами русского языка). Например, если в неударных слогах звучит «о» вместо «а» (не «Масква», а «Москва»), то детство говорящего прошло на Урале, в Сибири или на Севере. Наиболее устойчиво территориальные диалектные особенности проявляются у людей старшего поколения, безвыездно живущих в одной местности, причем у женщин они заметнее, чем у мужчин.

При определении профессии и других социальных характеристик человека основное значение имеют лексические признаки, фразеологические особенности устной речи и ее содержание, характеризующие ту или иную социальную группу людей.

При анализе лексических признаков и фразеологических особенностей речи необходимо учитывать, что производственные отношения, любые области знаний или деятельности человека характеризуются трудовыми процессами, определенными орудиями производства, взаимоотношениями людей, производственными и бытовыми условиями. Поэтому в любой области человеческой деятельности есть словарный запас, который постепенно накапливается и видоизменяется. Так формируется своеобразная терминология, которая и обусловливает лексический состав (характерные слова и выражения) и фразеологические особенности речи людей одной профессии или одного рода занятий. Так, математики и физики пользуются терминологией, отличающейся от терминологии врачей, юристов, менеджеров и т.д.

Социальные диалекты не обособлены друг от друга территориально, поэтому в одной местности их может быть несколько. К разновидностям социального диалекта относятся профессионализмы и жаргон или арготизмы (арго – засекреченный). Профессионализмы – это слова или обороты речи, свойственные лицам, объединенным по родупрофессиональной деятельности. При анализе фонограммы следует обратить внимание не только на наличие профессионализмов, но инаточность их употребления. Присутствие в речи профессионализмов свидетельствует о лексических привычках говорившего, однако не всегда указывает на его принадлежность к соответствующей профессии, ибо может быть обусловлено его широким кругозором.

Жаргон в прямом смысле этого слова представляет собой условный язык воров, мошенников, рэкетиров, проституток, наркоманов и др. Жаргонная лексика создается путем искусственного изменения существующих слов или их употребления со своеобразным значением, чтобы разговор был понятен только для лиц определенного круга. Так, общеизвестные слова воры употребляют с иным значением: «лихорадка» – разбор дела в суде, «капуста» – доллары и т.п. Жаргонные слова и выражения получили в последнее время весьма широкое распространение.

Суждение о национальной принадлежности человека. Родной язык говорившего устанавливают по акценту, то есть особенностям произношения, свойственным говорящему не на своем родном языке. Так, белорусы, говорящие по-русски, вместо звука «я» нередко употребляют звук «а», (трапка, зарадка и т.п.), а казахи часто говорят «бапли» или «вапли» вместо «вафли», «быль» или «биль» вместо «был».

О национальной принадлежности человека можно судить на основе анализа интонаций. Интонация – это манера повышения или понижения тона голоса при произношении, отражающая какие-либо чувства говорящего. Посредством интонации регулируются сила звука и его мелодика, локализация и общая длительность пауз внутри фраз в потоке разговорной речи. Интонация конкретизирует манеру высказывания, придает ему определенную звуковую окраску, отражает особенности говора.

Любой национальный язык и каждый его диалект имеют свои интонационные особенности. Например, для русского языка свойственно некоторое повышение голоса в начале фразы, более или менее ровная по тону середина, значительное повышение голоса в конце повествовательной фразы и его легкое повышение в конце вопросительных фраз. Характерной чертой устной речи людей, не владеющих в совершенстве русским языком, является наличие в их разговоре по-русски интонационных особенностей родного языка, ошибочное построение фраз, неверные согласованности в роде, числе, падеже слов и др. Одним из признаков для определения национальной принадлежности человека является неправильное употребление слов и выражений, заимствованных из какого-либо другого, чаще иностранного языка.

Устная речь человека характеризуется акустическими и лингвистическими признаками, которые, будучи индивидуальными и относительно неизменяемыми, дают возможность не только обнаружить личные качества человека, чья речь записана на фонограмме, но и идентифицировать его.