Антидемократический государственно политический режим понятие виды. Политические режимы

Спарта. Имущественное равенство, внешний вид по строгим нормам, как жилище и нравственность. Дети воспитывались в агелах-стадах, если власть позволила им жить. Антидемократический режим так же древен, как и демократический, точнее, стремление к последнему. Потому что демократия - идеал, к которому общество всего лишь на пути, или утопия, которой никогда не достичь. И справедливым кажется мнение, что всякая демократия имеет свои пределы.

Антидемократический режим тоже без «иммунитета» и не раз был свергнут. Иногда распускался самопроизвольно. Древний Египет, католическая Испания в Средневековье, Пруссия - истоки тоталитаризма как основного контррежима демократии.

Разбирая антидемократические режимы (понятие и виды), будем опираться на мнения политологов и историков. Именно работы этих специалистов являются наиболее авторитетными источниками.

Антидемократический режим: понятие

Чем отличает такой режим от демократии? Проще всего такое определение: антидемократический режим - антипод демократии. При таком состоянии государственной и политической жизни в обществе не работает принцип разделения властей, граждане не влияют ни на какие процессы в государстве, никак не участвуют в управлении страной.

Монополия на власть есть только у элитарной группы или одного правителя, а народ лишен ресурсов контролировать её.

Признаки антидемократического режима

Правитель государства не учитывает мнение граждан, да и не спрашивает вовсе. Методы управления - сугубо диктаторские. Сравнивая демократический и антидемократический режимы, обычно отмечают особенности последнего:

  1. Давление над личностью.
  2. Реальные права и свободы человека не реализованы в полной мере или вовсе речь о них не идет.
  3. Диктатура власти.

Есть, конечно, и множество других, мелких отличий, но это основные.

Виды антидемократических режимов

В этом вопросе мнения теоретиков государства и права разнятся. Одни делят антидемократический режим на два вида: тоталитаризм и авторитаризм. Противоположное мнение основывается на положении, что авторитаризм - это часть тоталитаризма, его разновидность. При тоталитаризме происходит монополизация власти, при авторитаризме - тоже, но здесь значение приобретает фактор политического господства одной личности. Поэтому в противовес демократическому режиму стоит тоталитаризм, выраженный разными формами, но с единой задачей.

Тоталитаризм, несмотря на многовековое свое существование, как понятие оформился в двадцатом веке. Противоположная демократии категория включает виды:

  • авторитарный;
  • деспотический;
  • расистский;
  • фашистский;
  • клирекально-фундаменталистский;
  • военно-полицейский;
  • теократический.

Почему так много? Все просто: эти виды сложились под влиянием узурпаторов власти. На что хватило их фантазии и концепций, то и стало содержанием режима.

Деспотический режим

Его еще называют абсолютистским. Формировался такой режим власти с древности и берет начало от монархической формы правления. Правитель управляет, устрашая народ. Проявление недовольства жестоко подавляется, и меры наказания не аргументированы и неоспоримы.

Этот режим проявился на первых этапах становления государственности на Ближнем Востоке и в Южной Америке.

Тиранический режим

Если власть к правителю-деспоту переходит по наследованию, то тиранический режим достигается через захват власти, переворот и смещение законного правителя. Самый яркий пример - режим Пола Пота в Кампучии. Жертвами его правления стали больше трех миллионов человек.

Власть тирана строится на устрашении и превентивном принуждении. Казни, террор, геноцид - очевидные характеристики режима.

Фашистский режим

Власть в руках партийной элиты, которой управляет диктатор. Большинство борется с меньшинством, к которым могут относиться представители какой-либо расы.

В фашистском государстве граждане объединяются вокруг цели - обретение мирового господства. Для её достижения диктатор требует от народа жертвовать и повиноваться. Пример: попытка построить Третий рейх, предпринятая Германией во главе с Адольфом Гитлером.

Реформы в социальной сфере, направленные на улучшение состояния рынка труда или повышение уровня благосостояния, отвлекают людей от прихода новой морали или религии. В той же Германии нацизм «сплели» с христианством и язычеством.

Фашистский режим в современной истории считается самым жестоким и преступным.

Расистский режим

В некоторых чертах сохранялся в США до второй половины двадцатого века. Люди белой расы провозглашались государством и единой властью, главенствующей над чернокожими. Темнокожих считали второсортными. Вешали таблички «Черным вход запрещен» и судили чернокожих пассажиров автобуса, не уступивших место белому человеку. И все это в то время, когда Юрий Гагарин полетел в космос.

Военно-политический режим

Власть, исповедующая такой режим, приходит через военный переворот. В дальнейшем тоже опирается на армию и полицию. Пример: переворот в Того и Пакистане.

Идейным вдохновителем и исполнителем переворота является военачальник. К нему и переходит после власть. Армия становится не частью власти, а самой властью. Правда, обращается к созданию государственных органов. Но они слишком переплетаются, чтобы стать различимыми. Например, в Индонезии созданные госструктуры в основном состояли из военных.

Самый иллюстрированный военный режим создал генерал Пиночет в Чили. Военная хунта с ним во главе правила больше двадцати лет, сделав своими жертвами тысячи чилийцев.

Власть опирается на насилие, загоняя народ в «казарму».

Теократический режим

Этот режим основывается на «божественном» правлении. Властитель отвечает только перед Богом. Религиозный лидер имеет статус пророка или потомка божества. Например, Микадо в древней Японии считался внуком богини. Аятолла Хомейни и король Иордании Адбалла II - потомки пророков.

Религия проникает и влияет на политику, например, в американских штатах Коннектикут и Массачусетс законы содержали тезисы теократии, а в современных демократиях Италии, Испании и Польше политической силой обладает католицизм.

Черты теократического режима проявляются в политике Бутана, Таиланда - на основе буддизма, в Непале - основой теократии там является иудаизм.

Конечно, Израиль наших дней - не теократическое государство, но раввин обладает исключительным авторитетом и политическим весом.

Однако больше других к теократическому режиму склонны исламские государства. Например, Саудовская Аравия, Кувейт, Катар и Оман. Мусульманами управляют правители, восходящие по родовой линии к пророку Мухаммеду и его соратникам. Священнослужители участвуют в принятии политических решений, создаются фетвы - документы, определяющие правило поведения со ссылками на Коран и Сунну.

Теократический режим страхует экономика, укрепленная нефтедобывающей отраслью.

Фундаменталистский режим

Разновидность теократии. Пример: Иран под правительством Аятоллы Хомейни.

Государство и граждане должны вернуться к истокам ислама и мусульманским ценностям. Режим жесток в выполнении цели и бескомпромиссен в борьбе с безбожниками. Писателя Рушди казнили за «Сатанинские стихи».

Насилие правительства над обществом легитимно, власть имеет индульгенцию на жестокость при попрании «предписаний». В таком режиме Запад - абсолютное зло, считается, что будущее только за мусульманским фундаментализмом.

Клерикально-фундаменталистский режим

Тоже разновидность теократической политической системы. Правители не претендуют на родственную связь с Богом или пророками, но, используя веру, становятся у власти государств. Пример, сначала Египет, позже Сирия, Ирак и Ливия.

Авторитарный режим

Антидемократический политический режим с целью укрепить государство, сохранить его целостность, не допустить сепаратизма и создать эффективную экономику, при сосредоточении всей власти в руках одного человека.

Режим характеризуется централизованным управлением и санкционированным государственным насилием по отношению к гражданам. Он не может существовать без всецелой поддержки полиции или армии. Оппозиция власти недопустима.

Интересы государства важнее интересов личности, нарушение прав человека становится нормой. Однако такой режим зачастую пользуется доверием народа.

Антидемократические режимы в Европе

Когда говорят о примерах недемократического режима, то чаще всего в качестве примера приводят только Советский Союз. Но несправедливо не упоминать диктатуры в Европе. Становление антидемократических режимов в Европе в разные годы было характерно для таких стран:

  1. 30-е годы - Австрия, Испания, Португалия.
  2. В 1926 г. в Польше генерал Пилсудский пришел к власти после переворота. Почти через десять лет в стране отменят парламентскую систему и введут авторитарную военную диктатуру.
  3. Югославия, Румыния и Болгария провозгласили «королевскую диктатуру».
  4. Литва, 1927 г. Анастас Сметона стал «вождем нации», используя поддержку армии и терроризм. Разогнал парламент.
  5. Премьер-министр Латвии добился единоличной власти после госпереворота и провозгласил себя «вождем и отцом нации».
  6. Эстония в середине тридцатых годов отдала власть диктатору Константину Пятсу.

Примечательно, что авторитарные государства сразу же начинают активное экономическое сотрудничество с Германией, пропагандируя милитаризм. Прямо не узнать миролюбивых европейцев, которые решили, что только в войне могут проявить свои лучшие качества: боевой дух и преданность вождю.

Вообще, в то время в демократию искренне не верили и совершенно не стеснялись заявлять о своих сомнениях во всеуслышание.

Уинстон Черчилль говорил, что желание строить демократическое общество отпадет после нескольких минут беседы со средним избирателем. Свежо и высказывание Альбера Камю, считавшего, что демократия охраняет только лишь меньшинство. Известна цитата Иосифа Сталина о монополизации Соединенными Штатами Америки самого понятия «демократия», которое трактуется как власть американского народа. И только его.

Понятие политического режима

Политический режим (от лат. regimen - управление) - совокупность способов и средств осуществления государственной власти. Он характеризуется степенью участия граждан в управлении страной, а также уровнем политических свобод в обществе.

Виды политических режимов

Все политические режимы можно разделить на демократические и антидемократические.

Демократический режим

Альбер Камю

“Демократия - не закон большинства, а защита меньшинства.”

Демократический режим - политический режим, основанный на признании народа в качестве источника власти, его права участвовать в управлении делами общества и государства и наделении граждан достаточно широким кругом прав и свобод. Демократический режим основывается на принципах народовластия, свободы и равноправия граждан. В условиях этого режима народ осуществляет власть как непосредственно, так и через образуемые им органы представительной власти. Родиной демократии считается Древняя Греция. 1

Уинстон Черчилль

“Лучший аргумент против демократии - пятиминутная беседа со средним избирателем”

Признаки демократического режима:

  1. Регулярное участие народа в формировании и осуществлении государственности власти посредством референдума и свободных выборов.
  2. Решения принимаются большинством с учетом интересов меньшинства.
  3. Неприкосновенность частной собственности.
  4. Свобода средств массовой информации.
  5. Провозглашаются и реально обеспечиваются права и свободы человека.
  6. Легитимность государственной власти.
  7. «Силовые» структуры (вооруженные силы, полиция, органы безопасности и т. п.) находятся под контролем общества, используются только по прямому предназначению, их деятельность регламентируется законами.
  8. Доминируют методы убеждения, согласования, компромисса, сужены методы насилия, принуждения, пресечения.
  9. Существование гражданского общества с его развитой структурой.
  10. Реальное осуществление принципов правового государства.
  11. В отношении граждан действует принцип «дозволено все, что не запрещено законом».
  12. Политический плюрализм, в том числе многопартийность, соревнование политических партий, существование на законных основаниях политической оппозиции как в парламенте, так и вне его.
  13. Свобода вероисповедания.
  14. Принцип разделения властей.

Антидемократические режимы

Антидемократический режим - политический режим, для которого характерно отсут­ ствие гарантий политических свобод, принципов разделения властей и верховенства права, неприятие демократичес­ ких принципов управления, политического плюрализма.

В рамках данного политического режима принято выделять авторитарные и тоталитарные режимы.

Авторитарный режим

Авторитарный режим - (от лат. autoritas - власть, влияние). Это тот политический режим, который занимает промежуточную позицию между демократией и тоталитаризмом, при котором государственная власть осуществляется одним лицом либо узким кругом лиц (правящей элитой) при минимальном участии населения. История человечества дает нам много примеpoв авторитарных государств. Это и восточные деспотии, и тирании Древнего мирa и абсолютные монархии Средневековья. Распространены авторитарные режимы и в современном мире. B основном oни существуют в развивающихся государствах Азии, Африки, Латинской Америки.

Признаки авторитарного режима:
1. Небольшое число носителей власти. Это может быть один человек, или группа лиц.
2. Неограниченность власти, отсутствие реальных демо кратических механизмов контроля за ее осуществлением. При этом власть отнюдь не произвольна и может править, опираясь на силу законов. Однако сами эти законы прини маются по усмотрению правящей элиты.
3. Стремление использовать силу для разрешения кон фликтных ситуаций. Это не означает, что к силе прибегают автоматически и во всех случаях . Но при ав торитаризме алгоритм поведения может быть изменен в лю бой момент, и тогда власть предержащие прибегают к силе как к последнему доводу в борьбе с политическими оппонен тами.
4. Недопущение реальной политической оппозиции и по литической конкуренции.
5. Относительная закрытость правящей элиты , на значения сверху, а не конкурентной борьбы в ходе откры тых и честных выборов.

Авторитарная государственная власть пытается всячески контролировать жизнь граждан, но не ставит своей задачей переделать устоявшиеся порядки во имя высшей цели. Наоборот, сторонники авторитаризма стремятся сохранить определенные традиции.

Тоталитарный режим

Тоталитаризм (от лат. totalis - весь, целый, полный) - режим, при котором государство осуществляет полный (тотальный) контроль над всеми сферами жизни общества. Термин был введенв политический лексикон лидером итальянских фашистов Б. Муссо­ лини.

Адольф Гитлер

“Движению нашему не смогли повредить никакие преследования его вождей, никакая клевета, никакая напраслина. Из всех преследований оно выходило все более и более сильным, потому что идеи наши верны, цели наши чисты и готовность наших сторонников к самопожертвованию - вне всякого сомнения.”

Понятие, обозначающее ряд диктаторских политических систем XX в., основанных на всеобщем проникновении единственной разрешенной идеологии в поли­ тическую, экономическую, социальную, культурную подси­стемы общества и на постепенном поглощении общества и отдельной человеческой личности структурами партии - государства.

Признаки тоталитарного режима:

  1. Политическая цензура и пропаганда в СМИ.

    Б.Муссолини

    "Все в государстве, ничего вне государства, никого против государства."

  2. Культ личности, вождизм.
  3. Единственная общеобязательная государственная идеология.
  4. Отсутствие реальных прав и свобод граждан.
  5. Сращивание государственного и партийного аппарата.
  6. Изоляция от внешнего мира (“железный занавес”).
  7. Преследование инакомыслия, создание в общественном сознании образа “врага народа” (внутреннего и внешнего).
  8. Жесткая централизация государственного управления, разжигание социальной и национальной розни. Развязывание террора по отношению к собственному народу.
  9. Командно-административная экономика, отсутствие частной собственности и экономических свобод.
  10. Политический монополизм, подавление региональной самостоятельности и упразднение местного самоуправления.

ТОТАЛИТАРНЫЙ РЕЖИМ – крайняя форма антидемократического режима. Он характеризуется:

Полным господством государства над личностью и обществом;

Огосударствлением всех легальных общественных организаций;

Фактической ликвидацией формально провозглашенных конституционных прав и свобод;

Всепроникающим контролем над деятельностью граждан и общественных организаций;

Политической цензурой;

Отсутствием гласности;

Воинствующей тотальной нетерпимостью ко всем, кто мыслит иначе чем диктует правящая партия и ее идеология;

Репрессиями в отношении оппозиции и инакомыслящих;

Милитаризацией общественной жизни;

Стремлением к внешней экспансии.

1). Вся полнота власти сосредоточена в руках одного человека или группы лиц (авторитарный центр), которые, выступая от имени государства и общества, представляют лишь личные интересы, а также интересы тех сил либо определенных идеологических учреждений, которые их поддерживают, не учитывая, даже формально, волю широких слоев населения;

2). В деятельности государственных органов доминируют командно-директивные методы, методы прямого диктата;

3). Объем личных, гражданских, политических прав и свобод, которые имеет население, зависит от воли авторитарного центра и может быть изменен в какой угодно момент;

4). Действует принцип приоритета государства над личностью;

5). Фактически нет четкого разграничения полномочий между органами государственной власти, а также законодательных, распорядительно-исполнительных и судебных функций; один и тот же орган может, например, издавать, исполнять законы и осуществлять контроль за их соблюдением.

Авторитарный режим не столь резок в крайних, реакционных проявлениях, как тоталитарный. Он соединяет в себе черты тоталитарного и демократического режимов. В соответствии с демократическим режимом он сохраняет автономию личности и общества в сферах, не относящихся к политике; не пытается радикально перестроить общество на идеологической основе; допускает экономический, социальный, культурный, а частично и идеологический плюрализм; не стремится ввести плановое управление экономикой и установить всеобщий контроль над населением, ограничивается жестким политическим контролем; может базироваться на праве, моральных началах.

- революционный – направлен на изменение типа общественно-политического развития;

- стабилизационный – ориентировать на сохранение существующего общественно-политического строя.

Авторитарный стабилизационный режим может иметь целью проведение мобилизационных мероприятий на преодоление трудностей, возникших в результате чрезвычайных обстоятельств, а также в связи с революционными движениями (прогрессивными, консервативными, реакционными) или движениями, стремящимися восстановить прежние, отжившие порядки, или связанные с общесоциальной уголовной преступностью или с иностранным вмешательством.

Отвергают демократические принципы организации и осуществления государственной власти;

Пытаются создать предпосылки для демократизации общества, но не успели отработать механизм демократической власти;

Являются демократическими, однако вынуждены, учитывая обстоятельства, вводить модель чрезвычайного функционирования государственной власти.

Власть при авторитарном режиме занимается в первую очередь вопросами обеспечения собственной безопасности, общественного порядка, обороны и внешней политики, хотя она может влиять и на стратегию экономического развития, не разрушая при этом механизм рыночного саморегулирования, проводить достаточно активную социальную политику. Авторитарные режимы имеют, как правило, консервативный характер.

Антидемократический режим имеет следующие признаки: - Во - первых, главное, что определяет характер государственной власти, это соотношение государства и личности.

Если государство в лице его различных органов подавляет личность, ущемляет его права, препятствует ее свободному развитию, то такой режим называется антидемократическим.

Во-вторых, характеризуется полным (тотальным) контролем государства над всеми сферами общественной жизни.

В-третьих, свойственно огосударствление всех общественных организаций (профсоюзов, молодежных, спортивных и т.д.).

В-четвертых, личность в антидемократическом государстве фактически лишена каких-либо субъективных прав, хотя формально они могут провозглашаться даже в Конституции.

В-пятых, реально существует примат государства над правом, что является следствием произвола, нарушением законности, ликвидации правовых начал в общественной жизни.

В-шестых, характерный признак - всеохватывающая милитаризация общественной жизни, наличие огромного военно-бюрократического аппарата, военно-промышленного комплекса, довлеющего над мирной экономикой.

В-седьмых, антидемократический режим игнорирует интересы национальных государственных образований, особенно национальных меньшинств.

В-восьмых, антидемократическое государство во всех разновидностях не учитывает особенностей религиозных убеждений населения. Отрицает полностью религиозное мировоззрение или отдает предпочтение одной из религий.

Антидемократический политический режим делится на тоталитарный и авторитарный. Авторитарный режим. Авторитаризм (от лат. auctoritas - власть, влияние) - характеристика особых типов недемократических режимов, основанных на неограниченной власти одного лица или группы лиц при сохранении некоторых экономических, гражданских, духовных свобод для граждан.

Термин "авторитаризм" был введён в научное обращение теоретиками Франкфуртской школы неомарксизма и означал определенный набор социальных характеристик, присущих как политической культуре, так и массовому сознанию в целом.

Выделяют 2 определения авторитаризма. Авторитаризм, как социально-политическая система, основанная на подчинении личности государству или его лидерам. Авторитаризм, как социальная установка или черта личности, характеризующаяся уверенностью в том, что в обществе должна существовать строгая и безусловная преданность, беспрекословное подчинение людей авторитетам и властям.

Политический режим, соответствующий принципам авторитарности, означает отсутствие подлинной демократии как в отношении свободного проведения выборов, так и в вопросах управления государственными структурами. Часто сочетается с диктатурой отдельной личности, которая проявляется в той или иной степени. Авторитарные режимы очень разнообразны.

К ним относятся: Военно-бюрократический режим авторитаризма обычно возникает в виде военной диктатуры, но в дальнейшем политическом развитии все большую роль начинают играть разного рода гражданские профессионалы. В правящей коалиции доминируют военные и бюрократы, отсутствуют какая-либо интегрирующая идеология. Режим может быть и беспартийным, и многопартийным, но чаще всего существует одна проправительственная, отнюдь не массовая, партия. Военных и бюрократов обычно объединяет страх перед революцией снизу, поэтому устранение влияния на общество радикально настроенных интеллектуалов представляется им необходимым условием его дальнейшего развития. Данную проблему режим разрешает с помощью насилия и/или закрытия доступа интеллектуалов в политическую сферу через избирательные каналы.

Примерами военно-бюрократических режимов были: правление генерала Пиночета в Чили (1973-1990), военные хунты в Аргентине, Бразилии, Перу, Юго-Восточной Азии. Пиночет утверждал: Ни один лист не шелохнется в Чили без моего желания. Генерал Мартинес (Сальвадор, 1932 г.) философствовал: Большее преступление убить насекомое, чем человека, жертвами его антикоммунистических чисток стали около 40 тысяч крестьян, в результате чего с индейской культурой в стране было по существу покончено. Лозунгом генерала Риоса Монтта (Гватемала) было: Христианин должен носить с собой Библию и пулемет. В результате его христианской кампании 10 тысяч индейцев были убиты и более 100 тысяч бежали в Мексику.

Корпоративный авторитаризм устанавливается в обществах с вполне развитым экономическим и социальным плюрализмом, где корпоративное представительство интересов становится альтернативой слишком идеологизированной массовой партии и дополнением к однопартийному правлению. Образцы корпоративного режима - правление Антониу ди Салазара в Португалии (1932-1968), режим Франсиско Франко в Испании. В Латинской Америке отсутствие широкой политической мобилизации масс не раз позволяло внедрять корпоративное представительство интересов. Дототалитарный авторитаризм - режим, устанавливаемый на определенной стадии развития политических систем некоторых стран.

К порядкам такого типа Х. Линц относит фашистские мобилизационные режимы, которые - по сравнению с военно-бюрократическим и корпоративным авторитаризмом с их единственной, слабой партией, - являются менее плюралистическими и либеральными, более партиципаторными и демократическими. Речь идет о государствах, где ранее существовала демократия, но после прихода к власти фашиствующих лидеров началась эволюция в тоталитарном направлении.

Дототалитарный характер режима обуславливает ряд важных политических, социальных и культурных факторов, среди которых: довольно влиятельная политическая группа, ориентирующаяся на тоталитарную утопию, еще не укрепила свою власть и не институционализировала новую систему; такие институты, как армия, церковь, группы интересов, сохраняя достаточную автономию, легитимность и эффективность, стремятся к ограничению плюрализма в свою пользу; ситуация социальной неопределенности, когда одни ожидают, что прежние политические и социальные структуры сумеют поглотить тоталитарное движение, а другие сомневаются в успехе этого процесса.

Постколониальный авторитаризм в виде однопартийных мобилизационных режимов возникает после обретения бывшими колониями независимости, создается снизу в обществах с низким уровнем экономического развития. Как правило, постколониальная независимость является таковой лишь в формально-юридическом плане. Основой для мобилизации широкой общественной поддержки новому режиму чаще всего становятся националистические лозунги защиты независимости, затмевающие любые внутренние распри и конфликты. Однако с обострением экономических проблем и активизация антисистемных оппозиционных сил заставляют правителей ограничить или вовсе ликвидировать эксперименты со свободным политическим соревнованием.

Уровень политического участия граждан становится низким, что определяет слабость позиций лидеров таких государств, что проявляется в частых переворотах, убийствах правителей; Султанистский режим можно рассматривать как предельную форму автократии.

Признаками персонифицированных этих режимов является отсутствие идеологии, политической мобилизации, каких-либо ограничителей власти султана, плюрализма.

Примерами султанизма являлись Гаити при Франсуа Дювалье и его сыне Жане-Клоде, Доминиканская республика при Рафаэле Трухильо, Филиппины при Фердинанде Маркосе, Ирак при Саддаме Хусейне и т.д.

Тоталитарный режим.

Тоталитаризм - политический режим, который стремится к полному (тотальному ) контролю государства над всеми сторонами жизни общества. "В сравнительной политологии под тоталитарной моделью понимается теория о том, что фашизм сталинизм и, возможно, ряд других систем являлись разновидностями одной системы - тоталитаризма. " Арендт Х. Истоки тоталитаризма. - М.: ЦентрКом, 1996. - С. 97

Тоталитаризм с точки зрения политологии - форма отношения общества и власти, при которой политическая власть берёт под полный (тотальный) контроль общество, образуя с ним единое целое, полностью контролируя все аспекты жизни человека. Проявления оппозиции в любой форме подавляются государством. Тем самым создается иллюзия одобрения обществом действий тоталитарной власти. Исторически понятие "тоталитарное государство" появилось в начале 1920-х для характеристики режима Бенито Муссолини.

Тоталитарному государству были свойственны не ограниченные законом полномочия власти, ликвидация конституционных прав и свобод, репрессии в отношении инакомыслящих, милитаризация общественной жизни. Правоведы итальянского фашизма и немецкого нацизма использовали термин в положительном ключе, а их критики - в отрицательном.

На Западе в годы холодной войны получила широкую известность теория, согласно которой сталинизм наравне с фашизмом был одной из форм тоталитаризма. Эта модель стала предметом исследований в области истории и политологии.

При использовании в настоящее время этого термина, как правило, подразумевается, что режимы Адольфа Гитлера в Германии, Иосифа Сталина в СССР и Бенито Муссолини в Италии были тоталитарными. Различные авторы также относят к тоталитарным режимы Франко в Испании, Салазара в Португалии, Мао в Китае, "красных кхмеров" в Кампучии, Хомейни в Иране, талибов в Афганистане, Ахмета Зогу и Энвера Ходжи в Албании, Ким Ир Сена и Ким Чен Ира в Северной Корее, самодержавия в России, Пиночета в Чили, Саддама Хусейна в Ираке, Хо Ши Мина во Вьетнаме, Фиделя Кастро на Кубе, Сапармурата Ниязова в Туркменистане, Эмомали Рахмона в Таджикистане, Ислама Каримова в Узбекистане, Сомосы в Никарагуа, Хорти в Венгрии, Иди Амина в Уганде, Масиаса Нгемы Бийого в Экваториальной Гвинее и др.

Иногда термин используется для характеристики отдельных аспектов политики (например, милитаризма США при президенте Буше). Вместе с тем, подобное применение понятия "тоталитаризм" продолжает вызывать критику. Критики выражают несогласие с приравниванием политических систем сталинизма и фашизма, произвольным употреблением термина политиками, противопоставлением обвиняемых в тоталитаризме режимов демократии.

В своей работе "Тоталитарная диктатура и автократия" (1956 г.) Карл Фридрих и Збигнев Бжезинский, на основе эмпирического сравнения сталинского СССР, нацистской Германии и фашистской Италии, сформулировали ряд определяющих признаков тоталитарного общества. Исходный перечень состоял из шести признаков, но во втором издании книги авторы добавили ещё два, а впоследствии другие исследователи также вносили уточнения:

Наличие одной всеобъемлющей идеологии, на которой построена политическая система общества. Наличие единственной партии, как правило, руководимой диктатором, которая сливается с государственным аппаратом и тайной полицией.

Крайне высокая роль государственного аппарата, проникновение государства практически во все сферы жизни общества. Отсутствие плюрализма в средствах массовой информации. Жёсткая идеологическая цензура всех легальных каналов поступления информации, а также программ среднего и высшего образования. Уголовное наказание за распространение независимой информации.

Большая роль государственной пропаганды, манипуляция массовым сознанием населения. Отрицание традиций, в том числе традиционной морали, и полное подчинение выбора средств поставленным целям (построить "новое общество"). Массовые репрессии и террор со стороны силовых структур. Уничтожение индивидуальных гражданских прав и свобод.

Централизованное планирование экономики. Почти всеобъемлющий контроль правящей партии над вооружёнными силами и распространением оружия среди населения. Приверженность экспансионизму. Административный контроль над отправлением правосудия. Стремление стереть все границы между государством, гражданским обществом и личностью. Арендт Х. Истоки тоталитаризма. - М.: ЦентрКом, 1996. - С. 63

Приведённый перечень не означает, что всякий режим, которому присуща хотя бы одна из указанных черт, следует относить к тоталитарным. В частности, некоторые из перечисленных черт в разное время были также свойственны демократическим режимам. Аналогично, отсутствие какого-то одного признака не является основанием для классификации режима как нетоталитарного. Однако первые два признака, по мнению исследователей тоталитарной модели, являются её наиболее яркими характеристиками.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Негосударственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

"ЗАПАДНО-УРАЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА "

(НОУ ВПО ЗУИЭП )

Факультет юридический

Направление: "Юриспруденция"

Кафедра правоохранительной деятельности

КУРСОВАЯ РАБОТА

Дисциплина : Теория государства и права

ТЕМА : " Антидемократические режимы "

Руководитель: Аристов Е.В.

Выполнил: Фатыхов А.Р.

Пермь, 2014

Содержание

  • Введение
  • Глава 1 . Понятие политического режима
  • 1.1 Сущность политического режима
  • 1.2 Характеристика антидемократического политического режима, его особенности
  • Глава 2 . Тоталитаризм, его виды
  • 2.1 Определение, характеристика режима
  • 2.2 Коммунизм
  • 2.3 Фашизм
  • 2 .4 Национал-социализм
  • Глава 3 . Авторитаризм, его виды
  • 3.2 Абсолютистские монархии
  • 3.3 Режимы олигархического типа
  • 3.4 Гегемонистский авторитаризм
  • 3.5 Страны "Социалистической ориентации"
  • 3.6 Военные режимы
  • Заключение
  • Список использованной литературы

Введение

Актуальность данной темы обусловлена современной политической обстановкой. В наше время очень часто говорят о демократии. И, если рассматривать всю историю человечества, то можно сказать, что вся история - это борьба народов за демократические позиции. Всё время происходили войны, перевороты, революции, конфликты в борьбе за свободу. И, чтобы понять саму суть демократического режима, необходимо осознать корни антидемократической власти, попытаться взглянуть в прошлое и настоящее, чтобы сделать правильные выводы для нашего будущего. По сути, всю историю цивилизации возникали вожди, диктаторы, короли, императоры, которые сеяли насилие и жестокость в своих государствах. И только в ХХ веке борьба людей от рабства антидемократии достигла своего апогея. Век больших потрясений и колоссальных человеческих жертв. Время, когда почти весь мир впал в борьбу за свободу и демократию. Люди, наконец, взглянули на всё, что происходит, и поняли, что необходимы преобразования. Мир стал относительно демократическим. Однако в начале 21 века начались новые тенденции, которые показали обратную сторону медали демократии. Стало понятно, что становление демократического режима до конца не произошло, борьба продолжается, в чем-то мир начал двигаться в обратном направлении, что, несомненно, свидетельствует об актуальности темы, которую я выбрал для своей курсовой работы. Остро вопрос демократии стоит и в нашей стране, а так же странах бывшего Советского Союза. Новое время диктует нам тенденции переоценки ценностей, переписывание истории, навязывании псевдодемократических идей. Происходит возврат фашистской, нацистской, религиозно-агрессивной тематики. Появляются новые вожди, которые обрабатывают уже новое поколение своей идеологией, взятой из прошлого. Появляются новые "бендеровцы", "власовцы", "арийские славяне" и т.д. Достаточно включить телевизор и увидеть, что происходит подмена идеалов, которые были завоёваны человечеством. Сильное влияние оказывает Запад, который стремится навести новый мировой порядок в государствах. Запад, который рушит традиции и пытается вмешаться во внутренние проблемы стран, несет свою своеобразную демократию цвета "пепси-колы". И это даёт свои плоды. Возникают всё новые цветные революции интервенции, во имя так называемой демократии, межэтнические конфликты и религиозные походы, недавние события на Украине свидетельствуют о том, что война уже у наших ворот. И для России вопрос политических режимов стоит как никогда остро.

Безусловно, данная тема очень обширна. И по ней много различного материала. Что то я читал и ранее, что то я прочитал новое. Если рассмотреть авторов литературы, которой я изучил ранее, то можно выделить таких личностей как Рой Медведев и его книга "Свита и семья Сталина", Александр Солженицын и его книги "Архипелаг Гулаг" и "В круге первом", работа Гитлера "Моя борьба", Евгений Замятин и его работа под названием " Мы", Виктор Суворов со своими противоречивыми книгами, и другие авторы. Эти книги я читал задолго до того, когда начал работать с данным курсовым проектом. Большинство книг - это художественный материал, но именно из него я узнал черты антидемократических политических режимов, узнал о жизни людей, о планах и идеях диктаторов, что позволило мне выработать своё мировоззрение по данному вопросу, так что уже до работы с данной темой у меня сложилось своё представление и выработалось своё мнение. Углубляясь в основу данной темы, я начинал работать с новыми книгами, из которых я выделял всё самое необходимое мне. И хотелось бы отметить таких авторов как Анохин М.Г., у которого очень много интересной информации не только для текста, но и на обдумывание темы в целом. Есть много интересной информации у автора Цыганкова, я использовал его книгу " Современные политические режимы", для построения структуры некоторых тем. Также есть много других работ, в которых я черпал интересную информацию, чтобы взвесить весь материал и составить общую картину для себя лично, переработать её, структурировать и выдать в очищенном виде, этих авторов я упомянул в списке литературы.

В курсовой работе применяются такие общенаучные методы исследования, как наблюдение, измерение, описание, сравнение, анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия и некоторые другие.

Цель работы я поставил доказательство неэффективности данных режимов, а также показать своё видение ситуации. Выявить исторические закономерности и пути преодоления антидемократии, разграничить поле этих режимов.

Следуя из цели курсовой, я установил задачи:

1 . Понять, что такое политический режим

2 . Выявить особенности антидемократического политического режима

3 . Дать классификацию антидемократических режимов

4 . Рассмотреть каждую разновидность режима

5 . Выделить признаки рассматриваемого режима

6 . Рассмотреть историю происхождения режима, его истоки, исторический аспект

7 . Взглянуть на современное проявление режима

8 . Дать свою оценку режима

9 . Сделать выводы.

Ввиду обширных особенностей каждого режима, общего шаблона структуры режима нет. Каждый режим я рассмотрел отдельно, ввиду политических черт. В первой главе я изучил само понятие политического режима, его классификацию. Во второй главе мною был рассмотрен тоталитаризм, его разновидность и сделан соответствующий анализ. Тоталитаризм, основываясь на общепринятом выводе многих политологов, я разделил на 3 раздела:

1) фашизм 2) национал-социализм 3) коммунизм. В третьей главе я изучил авторитаризм. Воспользовавшись подходящей классификацией немецкого политолога Дирку Берг-Шлоссера, который разграничил авторитаризм на военные режимы, страны соц. ориентации, олигархию, гегемонию, абсолютную монархию. И уже непосредственно работал с каждым режимом отдельно. В конце работы я сделал своё заключение и привёл список литературы.

Глава 1. Понятие политического режима

1.1 Сущность политического режима

Политический режим - содержание власти, выраженное в средствах и способах властвования, в характере власти - демократическом или недемократическом.

Поэтому категория политического режима не говорит о государстве - монархии или республике, а о самом существе власти, о средствах и способах властвования словом, о власти демократической и недемократической. Понятие "политический режим" включает не только государства, но и политическую систему в целом, а значит, и все общество. В соответствии с этим, различают демократическое общество, то есть общество, в котором существует демократический политический режим, и недемократическое общество, которому соответствует недемократический политический режим Теория государства и права. Под ред.В.М. Корельского. М. 2010. С 143 .

Можно назвать следующие основные признаки политического режима Цыганкова А.П. Современные политические режимы. Структура, типология, динамика. / Под. Ред.А.П. Цыганковой. - М., 2008. - 286 с. :

1. Режим недостаточно связывать лишь с формой правления. Он способствует организации макросоциальных процессов. В этом режим близок по содержанию политической системе, отражает ее динамичный аспект. Любой режим в своей деятельности стремится опираться на сложившуюся систему экономических интересов и культурных ценностей, а его действия непременно отзываются внутри этой системы, укрепляя или ослабляя имеющиеся в ней связи и отношения.

2. Очевидно, что режим обеспечивает не только динамизм, но и определенную стабилизацию в политической системе, приводя ее элементы, структурные характеристики в упорядоченное взаимодействие, обеспечивая их слаженность и координацию. И эта задача решается им успешно в случае, если политико-правовые механизмы создаются с учетом устройства и особенностей развития социальных структур.

3. Режим, несомненно, представляет собой совокупность властных структур, позволяющих правящему классу осуществлять возложенные на него полномочия. В одних случаях могут существовать институты многопартийности и развитые структуры гражданского общества, в других - политические решения принимаются и реализуются режимом в опоре на принципиально другие структуры и механизмы, без всякого согласования с общественными интересами.

4. Любой режим в своей деятельности обращается к тем или иным методам достижения целей. Режимы могут существенно отличаться друг от друга, в зависимости от того, какие методы (насильственные или ненасильственные) используются ими в достижении поставленных целей. Важно не смешивать между собой методы осуществления власти и собственно властные структуры. Свидетельством того, что это не одно и тоже, служит, например, богатый опыт функционирования авторитарных режимов. Обладающие нередко сходными репрессивными структурами политической власти, антидемократические режимы далеко не всегда обращаются к фронтальному насилию в достижении поставленных целей. В тех случаях, когда более эффективным является использование методов убеждения, а не принуждения, репрессивный по своей природе режим может вопреки ожиданиям оказаться способным проявить несвойственную ему гибкость и склонность к компромиссам.

5. Режим по сравнению с системой обладает своими собственными временными характеристиками.

В политических режимах сочетаются в определенной пропорции два основных начала организации государственной власти:

1. Принцип антидемократизма - односторонние централизованные властные начала: безусловное подчинение, в основе принудительное, властным решением центральных органов, жесткая (нередко жестокая) дисциплина и безоговорочная ответственность подвластных. В общественной жизни действует принцип "разрешено только то, что прямо установлено в законах государства”.

2. Принцип демократизма - характеризуется равноправием властных структур и общества; в организации государственной власти преобладает соглашение сторон в принятии решений, свобода выбора вариантов поведения, взаимная ответственность государства, общества и личности; наличие самоуправления в решении местных вопросов. В основе взаимоотношений общества и государства - дозволения по принципу "разрешено все, что прямо не запрещено законом".

1.2 Характеристика антидемократического политического режима, его особенности

Антидемократический режим - такой политический режим, при осуществлении которого государственными органами власти не учитываются интересы населения и не соблюдаются права и свободы граждан.

Признаки антидемократического режима Цыганкова А.П. Современные политические режимы. Структура, типология, динамика. / Под. Ред.А.П. Цыганковой. - М., 2008. - 200с.

:

1. Не учитываются интересы личности при управлении государством;

2. Полный контроль государства над всеми сферами общественной жизни (экономической, политической, социальной, культурной, идеологической и др.);

3. Огосударствление всех общественных организаций;

4. Личность лишена каких-либо прав;

5. Реально действует примат государства над правом;

6. Наличие милитаризация общественной жизни;

7. Не учитываются религиозные убеждения населения;

8. Наличие цензуры;

9. Отсутствие политического плюрализма.

Антидемократический режим бывает:

· авторитарный - разновидность антидемократического режима, при котором политическая власть осуществляется контролирующим лицом или группой лиц при минимальном участии населения;

· тоталитарный - разновидность антидемократического режима, при которой осуществляется абсолютный контроль над различными сторонами жизни человека и всего общества в целом.

Тоталитарный режим характеризуется контролем государства над всеми областями общественной жизни, полным подчинением человека политической власти и господствующей идеологии.

Признаки тоталитарного политического режима Абдуллаев М.И., Комаров С.А. - Проблемы теории государства и права / Учебник. - СПб.: Питер, 2012. - 576 с. - (Серия «Учебник для вузов»). :

1. государство стремится к глобальному господству над всеми сферами общественной жизни, к всеохватывающей власти;

2. общество практически полностью отчуждено от политической власти, но оно не осознает этого, ибо в политическом сознании формируется представление о единстве власти и народа;

3. устанавливается монопольный государственный контроль над экономикой, средствами массовой информации, культурой, религией, вплоть до личной жизни, до мотивов поступков людей;

4. абсолютная антиправовая, регламентация общественных отношений, которая базируется на принципе "дозволено только то, что прямо разрешено законом";

5. государственная власть формируется бюрократическим способом, но закрытым от общества каналам, окружена ореолом тайны и недоступна для контроля со стороны народа;

6. создается всеохватывающая системы официозных массовых организаций, с помощью которых осуществляется контроль над гражданским обществом.

7. доминирующим методом управления становятся насилие, принуждение, террор;

8. господство одной партии, реальное сращивание ее профессионального аппарата с государством, запрет оппозиции, установление культа личности вождя и высшего партийного руководства;

9. наличие одной официальной идеологии,

10. права и свободы человека и гражданина носят декларативный, формальный характер, отсутствуют четкие гарантии их реализации;

Авторитарный режим можно рассматривать как своего рода компромисс между тоталитарным и демократическим политическими режимами. Он мягче, либеральнее тоталитаризма, но жестче, антинароднее демократического режима.

Признаки авторитарного политического режима Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. - 3-е издание. - М.: Юриспруденция, 2009. - 528 с. :

1. в центре и на местах происходит концентрация власти в руках одного или нескольких тесно взаимосвязанных органов при одновременном отчуждении народа от реальных рычагов государственной власти;

2. игнорируется принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную (зачастую президент и исполнительно-распорядительные органы подчиняют себе все остальные органы, наделяются законодательными и судебными полномочиями);

3. ограничивается роль представительных органов власти, хотя они и могут существовать;

4. суд выступает, по сути, вспомогательным органом, вместе с которым могут использоваться и внесудебные органы;

5. сужена или сведена на нет сфера действия принципов выборности государственных органов и должностных лиц, подотчетности и подконтрольности их населению;

6. в качестве методов государственного управления доминируют командные, административные, в то же время отсутствует террор, практически не применяются массовые репрессии, жесткие насильственные приемы осуществления политической власти;

7. сохраняется частичная цензура, существует своего рода "полугласность";

8. отсутствует единая идеология (в отличие от тоталитаризма здесь не оправдывают свои поступки стремлением к высоким целям)

Глава 2. Тоталитаризм, его виды

2.1 Определение, характеристика режима

Тоталитаризм как тип политической системы возник в XX в. Что же касается самого этого слова а так же тоталитарных идей, то они возникли гораздо раньше.

Тоталитарная идеология проникнутапатерналистским духом, покровительственным отношением вождей, постигших социальную истину, к недостаточно просвещенным массам. Идеология как единственно верное учение носит обязательный для всех характер. В нацистской Германии даже был издан специальный закон, предусматривающий единую, обязательную для всех немцев идеологию. Тоталитарное общество создает мощную систему идеологической обработки населения, манипулирования массовым сознанием. При этом политическая пропаганда в значительной мере ритуализируется, приобретает некоторые черты религиозного культа.

Для тоталитаризма характерны монополия власти на информацию, полный контроль над СМИ, крайняя нетерпимость ко всякому инакомыслию, рассмотрение идейных оппонентов как политических противников. Этот строй устраняет общественное мнение, заменяя его официальными политическими оценками. Отрицаются общечеловеческие основы морали, а сама она подчиняется политической целесообразности и по существу разрушается Арон Р. Демократия и тоталитаризм. Москва, 2010. 57 - 58 стр. .

Всячески подавляются индивидуальность, оригинальность в мыслях, поведении, одежде и т.п. Культивируются стадные чувства: стремление не выделяться, быть как все, уравнительность, а также низменные инстинкты: классовая и национальная ненависть, зависть, подозрительность, доносительство и т.п. В сознании людей усиленно создается образ врага, с которым не может быть примирения. Всячески поддерживаются боевые настроения, атмосфера секретности, чрезвычайного положения, не допускающая расслабления, утраты бдительности. Все это служит оправданию командных методов управления и репрессий.

Политические черты Каменская Г.В., Родионов А.Н. Политические системы современности. М., 2013. - 564 с. - С. 52. :

1. Проникновение во все поры социального организма.

2. Полное устранение гражданского общества.

3. Жёсткая иерархическая политическая система.

4. Централизованное политическое движение.

5. Мощный социальный аппарат принуждения.

6. Слепая вера и страх.

В то же самое время тоталитарная политическая система претендует на выражение народной воли, воплощение высшей народности, или демократии высшего типа. Она использует безальтернативные, преимущественно формы демократии, предполагающие принятие решений без голосования на основе непосредственной реакции участников собрания и создающие видимость всенародной поддержки, по не позволяющие оказывать реальное влияние на процесс принятия решений. С помощью псевдодемократических институтов власти обеспечивается высокая формальная мобилизация и участие, например 99,9 - процентное участие в выборах Кожевникова Ю.С. - Теория государства и права: учебное пособие: в 2 ч.Ч. II: Теория права. Екатеринбург, 2010., стр. 18 .

Тоталитаризм пытается создать адекватную себе социальную структуру. Стремясь найти массовую опору, он провозглашаетпревосходствоопределенного класса, нации или расы, дихотомически делит всех людей на своих и чужих. При этом обязательно находится внутренний или внешний враг буржуазия, империализм, евреи и т.п. в процессе ликвидации или ограничения частной собственности происходитмассовая люмпенизация населения. Индивид попадает в тотальную зависимость от государства, без которого подавляющее большинство людей не может получить средств существования: работу, жилье и т.п.

Личность утрачивает всякую автономию и права, становится полностью беззащитной перед всесильной властью, попадает под се тотальный контроль. Делается попытка сформировать "нового человека", определяющими чертами которого являются беззаветная преданность идеологии и вождям, исполнительность, скромность в потреблении, готовность на любые жертвы ради "общего дела".

Одновременно с ломкой прежней социальной структуры формируется новая. Общество дифференцируется главным образом в зависимости от распределения власти. Обладание властью или влияние на нее становится основой социальной стратификации, экономических и социальных привилегий. Формируется новый, номенклатурный господствующий класс - главная опора тоталитарного строя. Хотя тоталитаризм, особенно в его наиболее последовательном, коммунистическом варианте, осуществляя уравниловку в распределении для большинства граждан, претендует на формирование социально однородного общества, в действительности он порождает глубокое социальное неравенство Сусаев Г.В. Тоталитаризм в Европе ХХ века. Из истории идеологий, движений, режимов и их преодоления. М.: Памятники исторической мысли. Москва, 2009. Стр. 45 .

Господство идеологии и политики проявляется не только в социальной сфере, но и в экономике. Здесь отличительными чертами тоталитаризма являются этатизация хозяйственной жизни, социальное ограничение, а в идеале полное устранение частной собственности, рыночных отношений, конкуренции, планирование и командно-административные методы управления. Устанавливается монополия государства па распоряжение всеми важнейшими общественными ресурсами и самим человеком. В зависимости от идеологии тоталитаризм подразделяют на коммунизм, фашизм, национал-социализм.

2.2 Коммунизм

Коммунизм (от лат. communis - Общий, всеобщий) - политическая идеология, основанная на идее совместного имущества, общества всеобщего равенства и свободы Разарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права: Учебник для вузов. - 2-е издание, испр. и доп. - М.: Спарк, 2010. - 511 с. .

Эта разновидность тоталитаризма наиболее полно отражает характерные черты режима, т.е. частная собственность ликвидируется, а, следовательно, уничтожается всякая основа индивидуализма и автономия членов общества. Несомненно, к данному виду можно отнести СССР. Именно это государство являлось самым мощным тоталитарным государством в мире.

Экономической основой тоталитаризма советского типа была командно-административная система, построенная на огосударствлении средств производства, директивном планировании и ценообразовании, ликвидации основ рынка. Однопартийная политическая система утвердилась в СССР уже в 20-е гг. Сращивание партийного аппарата с государственным, подчинение партии государству стало фактом тогда же. Советы, формально являвшиеся главными органами диктатуры пролетариата, действовали под ее контролем, все государственные решения принимались Политбюро и Центральным Комитетом ВКП (б) и лишь затем оформлялись постановлениями правительства. Ведущие деятели партии занимали руководящие посты в государстве. Своеобразные "школы коммунизма" (профсоюзы для рабочих, комсомол - для молодежи, пионерская организация - для детей и подростков, творческие союзы - для интеллигенции), они, в сущности, выполняли роль представителей партии в различных слоях общества, помогали ей руководить всеми сферами жизни страны. Духовной основой тоталитарного общества в СССР была официальная идеология, постулаты которой - понятные, простые - внедрялись в сознание людей в виде лозунгов, песен, стихотворений, цитат вождей, лекций по изучению "Краткого курса истории ВКП (б)": в СССР построены основы социалистического общества; по мере продвижения к социализму классовая борьба будет обостряться; "кто не с нами - тот против нас"; СССР - оплот прогрессивной общественности всего мира; "Сталин - это Ленин сегодня". Малейшее отступление от этих простых истин каралось: "чистки", исключение из партии, репрессии были призваны сохранить идейную чистоту граждан. Культ Сталина как вождя общества был едва ли не важнейшим элементом тоталитаризма 30-х гг. В образе мудрого, беспощадного к врагам, простого и доступного лидера партии и народа абстрактные призывы обретали плоть и кровь, становились предельно конкретными и близкими. Песни, кинофильмы, книги, стихотворения, газетные и журнальные публикации внушали любовь, трепет и граничащее со страхом уважение. На нем замыкалась вся пирамида тоталитарной власти, он был ее бесспорным, абсолютным вождем. Репрессии были тем самым орудием, посредством которого тоталитарное общество расправлялось не только с реальной, но и с предполагаемой оппозицией, вселяло страх и покорность, готовность, жертвовать друзьями и близкими. Террор имел и экономическое значение: на стройках первых пятилеток трудились миллионы заключенных, внося свой вклад в экономическое могущество страны. В обществе сложилась весьма непростая духовная атмосфера. С одной стороны, многим хотелось верить, что жизнь становится лучше и веселее, что трудности пройдут, а сделанное ими останется навсегда - в светлом будущем, которое они строят для следующих поколений. Отсюда энтузиазм, вера, надежда на справедливость, гордость от участия в великом, как считали миллионы людей, деле. С другой стороны, царили страх, ощущение собственной незначительности, незащищенности, утверждалась готовность беспрекословно выполнять данные кем-то команды. Полагают, что именно такое - взвинченное, трагически расколотое восприятие действительности свойственно тоталитаризму, который требует, говоря словами философа, "восторженного утверждения чего-то, фанатической решимости ради что". Символом эпохи можно считать принятую в 1936 г. Конституцию СССР. Она гарантировала гражданам весь набор демократических прав и свобод. Другое дело, что большинства из них граждане были лишены. СССР характеризовался сак социалистическое государство рабочих и крестьян. Конституция отмечала, что социализм в основном построен, утвердилась общественная социалистическая собственность на средства производства. Политической основой СССР признавались Советы депутатов трудящихся, за ВКП (б) закреплялась роль руководящего ядра общества. Принцип разделения властей отсутствовал.

Несмотря на преимущественно тоталитарные формы политической организации социалистической системе присущи и гуманные политические цели. Так, например, в СССР резко повысился уровень образования народа, стали доступными доля него достижения науки и культуры, была обеспечена социальная защищенность населения, развивалась экономика, космическая и военная промышленность и т.д., резко сократился уровень преступности, к тому же на протяжении десятилетий система почти не прибегала к массовым репрессиям.

2.3 Фашизм

Фашимзм - обобщённое название крайне правых политических движений, идеологий и соответствующая им форма правления диктаторского типа, характерными признаками которых являются национализм, культ личности, милитаризм, тоталитаризм М.Н. Марченко. Проблемы теории государства и права: Учебное пособие. - М.: Юрист, 2010. - 656 с. .

Политический режим всегда находится в самой прямой и непосредственной зависимости от социальной базы диктатуры буржуазии. Еще до наступления общего кризиса капитализма буржуазия систематически прибегала к авторитарным и террористическим методам правления. После Первой мировой войны и Великой Октябрьской социалистической революции отход буржуазии от демократии приобретает практически универсальный характер. Именно в первые послевоенные годы возникает такое принципиально новое политическое явление, как фашизм, который был совершенное неизвестен капитализму в предшествующую эпоху. Фашизм мог появиться только как реакция буржуазии на уже победившую диктатуру пролетариата. Неудивительно, что на своей родине, в Италии, фашистское движение сразу же приняло антибольшевистский характер. Из этого семени в последующем развились, главное отличительное качество фашизма - воинствующий антикоммунизм, сдобренный самой разнузданной социальной и националистической демагогией. При всей пестроте и сложности классового состава фашистского движения определяющим является его антипролетарский характер. Фашизм есть непосредственная реакция всего антипролетарского фронта на надвигающуюся социалистическую революцию в условиях развала или кризиса буржуазного государства, разброда в господствующем классе, социальной истерии во всех слоях общества. По своей социальной природе фашизм есть не что иное, как превентивная контрреволюция, имеющая своей целью не только предотвратить надвигающуюся социалистическую революцию, но и увести массы в сторону от борьбы за социализм под псевдосоциалистическими и шовинистическими лозунгами. Установление фашизма представляет собой коренной переворот, приводящий к полному и окончательному уничтожению буржуазной демократии самой буржуазией, поскольку социальная база ее диктатуры распалась. При установлении фашизма не происходит изменения классовой сущности государственной власти, не меняется и характер общественно-экономического строя. При установлении фашизма к власти приходит самая реакционная часть буржуазии, которая устанавливает режим прямого произвола и беззакония. Будучи порождением эпохи общего кризиса капитализма, фашизм представляет собой открыто террористическую диктатуру наиболее реакционных и шовинистических элементов финансового напитала Галкин А.А. Германский фашизм. Москва, 2013, стр. 14-16 .

Социальной базой фашистских движений является, прежде всего, мелкая буржуазия. К ней примыкают различного рода деклассированные элементы, а также значительная часть безработных. Однако на самом деле мелкая буржуазия в силу двойственного характера своей политической психологии и ее положения в системе общественного производства не может сама осуществлять государственную власть. Фактически власть находится в руках наиболее реакционных элементов монополистического капитала. Фашизм устанавливается не сразу. Прежде чем произвести замену политического режима, буржуазия проводит серию подготовительных мероприятий.

Фашизация политического режима осуществляется обычно по следующим основным направлениям: открытое нарушение и попрание буржуазно-демократических прав и свобод; преследование и запрещение коммунистических и рабочих партий, а также прогрессивных профсоюзов и общественных организаций; слияние государственного аппарата с монополиями; милитаризация государственного аппарата; упадок роли центральных и местных представительных учреждений; рост дискреционных полномочий исполнительных органов государственной власти; сращивание партий и профсоюзов с государственным аппаратом; консолидация ранее разрозненных фашистских и реакционно-экстремистских партий и организаций; возникновение различного рода правоэкстремистских движений ("Национальный фронт во Франции, Итальянское социальное движение и т.д.). Фашизм в теории и на практике порвал со всеми политическими и правовыми принципами буржуазной демократии, такими, как народный суверенитет, верховенство парламента, разделение властей, выборность, местное самоуправление, гарантии прав личности, господство права. Установление открыто террористического режима при фашизме сопровождается самой оголтелой социальной демагогией, которая возводится в ранг официальной идеологии. Спекулируя на демагогической критике наиболее вопиющих пороков капитализма, фашизм всегда выдвигает псевдосоциалистические лозунги, жонглирует той либо иной разновидностью "национального социализма". Фашизм теоретически "обосновывает" отсутствие антагонистических классов в буржуазном обществе. Вместо классов он вводит понятие корпораций. Корпоративизм провозглашает "сотрудничество труда и капитала", при котором предприниматель уже не является эксплуататором, а выступает как "капитан индустрии", руководитель, осуществляющий важнейшую социальную функцию. Корпорации якобы сотрудничают друг с другом и пребывают в определенном соподчинении. Согласно фашистской идеологии, каждая корпорация, занимающая присущее ей место в иерархической системе, осуществляет свойственную ей "социальную функцию". Корпоративистские теории проповедуют единство и монолитность нации. В условиях фашистского "морально-политического единства" возрождается на империалистической основе кастовая система, при которой все граждане распределяются по подчиненным фашистскому государству корпорациям, а классовая борьба и профсоюзная деятельность запрещаются и объявляются государственным преступлением Медушевский А.Н. Демократия и авторитаризм: Российский конституционализм в сравнительной перспективе. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2007. - 631 с. .

Фашистская партия стала составной частью государственного аппарата. Партийные съезды были отменены, равно как и всякие формы партийного "самоуправления". Большой совет фашистской партии состоял из чиновников по должности и по назначению. Председателем совета являлся глава правительства. Совет ведал конституционными вопросами, обсуждал важнейшие законопроекты, от него исходили назначения на ответственные посты Лисов А.Г. История фашизма в Западной Европе. Москва: Наука, 2011, стр. 123-125 .

В настоящее время фашизм в его "классической" форме не существует нигде. Однако достаточно широкое распространение получили различного рода тиранические режимы, при которых полностью уничтожаются все институты буржуазной демократии. "Там, где обычные формы подавления трудящихся не срабатывают, империализм насаждает и поддерживает тиранические режимы для прямой военной расправы с прогрессивными силами"".

2.4 Национал-социализм

Национал - социализм (нацизм) - германская разновидность фашизма, основанная на теории превосходства биологически "избранной" расы, а также аналогичные течения, возникшие по германскому примеру в других странах Мухаев Р.Т. Политология: учебник для студентов юридических и гуманитарных факультетов. / Под. ред. Р.Т. Мухаева. - М., 2008. - 190 с. .

Национал-социализм - форма общественного устройства, соединяющая социализм с крайним национализмом и расизмом, а также название идеологии, обосновывающей такого рода социальный порядок. Основным примером проведения подобной идеологии в жизнь является Третий рейх, где национал-социализм был официальной идеологией, сочетавшей в себе различные элементы социализма, национализма, расизма, фашизма, и антисемитизма. Национал-социализм объявлял своей целью создание и утверждение на достаточно обширной территории расово чистого арийского государства, имеющего всё необходимое для благополучного существования на протяжении неопределенно долгого времени ("тысячелетний рейх").

Национал-социализм представляет собой одну из разновидностей тоталитаризма. Национал-социализм, как идеология сочетал в себе различные элементы социализма, национализма, расизма, фашизма, антисемитизма и тоталитаризма.

Гитлер объяснял свое понимание связи социализма и национализма следующим образом:

Социализм - это учение о том, как следует заботиться об общем благе. Коммунизм - это не социализм. Марксизм - это не социализм. Марксисты украли это понятие и исказили его смысл. Я вырву социализм из рук социалистов.

Социализм - древняя арийская, германская традиция. Наши предки использовали некоторые земли сообща. Они развивали идею об общем благе. Марксизм не имеет права маскироваться под социализм. В отличие от марксизма, социализм не отрицает частную собственность и человеческую индивидуальность. В отличие от марксизма, социализм патриотичен.

Идеи национал-социализма были изложены в программной книге Адольфа Гитлера "Моя борьба". В том числе:

· Расизм . Идеализация нордической расы, антисемитизм, "расовая гигиена";

· Милитаризм - стремление решить внешнеполитические задачи военными средствами;

· Антимарксизм, антикоммунизм, антибольшевизм, неприятие парламентской демократии.

24 февраля 1920 года Гитлер, "крестный отец" национал-социализма, организовал в пивном зале Хофбройхаус (Hofbrдuhaus) первое из многих больших публичных мероприятий нацистской партии. В ходе своего выступления он провозгласил составленные им, Дрекслером и Федером двадцать пять пунктов, которые стали программой нацистской партии. "Двадцать пять пунктов" сочетали пангерманизм, требования отмены Версальского договора, антисемитизм, требования социалистических преобразований и сильной центральной власти.

На выборах в Рейхстаг 5 марта 1933 года представители Национал-социалистической немецкой рабочей партии совместно с Немецкой националистической народной партией), которая самораспустилась 27 июня 1933 г., получили большинство (52 %) голосов. При этом повсеместно сторонники Гитлера получали больше голосов, чем любая иная партия. Максимальный процент голосов, поданных за коммунистов, был подан в Берлине, где голоса за них и за сторонников Гитлера поделились поровну. Только за НСДАП по Германии проголосовало 43,9 % населения. [ 12 ]

В немецкой исторической литературе эпоха Третьего рейха называется временем "восхищения и террора". Для объединения нации в то время весьма эффективно использовался лозунг: "Один народ, одно государство, один вождь".

Для противостояния внешнему врагу в лице международного капитала (в первую очередь - Франции) и "Коминтерна", в довоенной Германии была организована служба информации населения, находившаяся под постоянным жёстким партийным контролем. С этой целью 13 марта 1933 г. было создано Министерство народного образования и пропаганды во главе с талантливым пропагандистом доктором Геббельсом.

Существовала строгая цензура, а вредные с идеологической точки зрения книги публично уничтожались. 7 мая 1933 года был опубликован список печатных произведений "антинемецкого" содержания. Их предлагалось изъять из продажи и библиотек. В начале мая состоялись публичные сожжения подобной литературы.

Основные идеи Гитлера нашли отражение в опубликованной в 1920 году программе НСДАП ФактуллинФ.Ф. Основы учения о праве и государстве. Учебник. Под. Ред. Фактуллина Ф.Н., Фактуллина Ф.Ф. - Казань, 2011. Стр. 111 (программа "25 пунктов"), стержень которой составляли следующие требования:

· Ликвидация последствий Версальского диктата;

· обретение жизненного пространства для растущего народа Германии и германоязычного населения;

· восстановление мощи Германии путём объединения под единым государственным управлением всех немцев и подготовка к войне (при категорическом исключении возможности войны на два фронта);

· очищение германской территории от засоряющих её инородцев, прежде всего евреев;

· освобождение народа от диктата мирового финансового капитала и всемерная поддержка мелкого и ремесленного производства, творчества лиц свободных профессий;

· решительное противостояние коммунистической идеологии;

· улучшение условий жизни населения, ликвидация безработицы, массовое распространение здорового образа жизни, развитие туризма, физкультуры и спорта.

Выступая перед представителями верховного командования вермахта 3 февраля 1933 года, Гитлер высказался следующим образом: "…важнейшей предпосылкой для достижения цели является возрождение политической мощи, на что должны быть мобилизованы все ресурсы, которыми располагает государство".

1. Внутри государства: Полный отказ от прежней внутренней политики. Нетерпимость к любым попыткам отвлечь от выполнения этой задачи (в том числе отказ от пацифизма). Кто не подчиняется этому, должен быть принуждён подчиниться. Искоренение марксизма в корне. Убеждение молодёжи и народа в целом в том, что нас может спасти только борьба, и что возврата к прошлому нет. (Проведение политики расширения нацизма с целью привлечь миллионы к национал-социализму). Воспитание юношества в военном духе любыми средствами. Введение смертной казни в отношении всех предателей народа и государства. Строгое авторитарное управление страной. Устранение любых метастаз демократии.

2. Вне государства: Противостояние диктату Версаля. Завоевание равных прав на основании Женевских соглашений, что будет бесполезно в случае, если народом не овладеет воля к вооружённой борьбе. Забота о союзниках.

3. В хозяйстве: Забота о сельском населении. Простое увеличение экспорта бесполезно, поскольку покупательная способность в масштабах мировой экономики ограничена и имеет место перепроизводство продукции сельского хозяйства. Единственный выход из создавшейся ситуации с безработицей лежит в политике освоения новых территорий. Однако это - длительный процесс и быстрых результатов в ближайшее время ждать не приходится, ибо жизненного пространства у немецкого народа слишком мало.

4. Возрождение вермахта. Это - важнейшая предпосылка для успешного достижения цели. Введение всеобщей воинской обязанности. При этом органы государственной власти должны бдительно следить, чтобы армия не была поражена пацифизмом, коммунизмом или большевизмом или, по крайней мере, эти идеи никак не влияли бы на исполнение воинского долга.

Однако этот режим, как другие тоталитарные режимы, был недолговечен. Ввиду своей агрессивной внешней политики и аморальности самой сути режима. Этот вид оказал колоссальное воздействие на весь мировой процесс. Он как бы довёл до последней черты всё то, что испытывало человечество. Цивилизация была встряхнута тем ужасом, который происходил. Огромное количество жертв после Второй мировой войны, уродства режима, его зло. Всё это поставило мир перед выбором: уничтожать друг друга или стремиться к миру. И мир сделал свой выбор. Надеюсь, что это уродство на нашей планете больше не появиться, хотя в наше время есть веяния данного режима, что, безусловно, огорчает.

Глава 3. Авторитаризм, его виды

3.1 Определение, характеристика режима

Авторитари м зм - политический режим, при котором носитель власти провозглашает сам себя имеющим право на власть. Обоснованием для существования такой власти является исключительно мнение на этот счёт носителя данной власти Ситников А. В ряду режимных демократий // Коммерсантъ. № 16 (№ 3347). 2009-01-31. 25 стр. .

Авторитаризм, как форма политической власти часто сочетается с автократией (Форма отношения к власти) и диктатурой (Форма осуществления власти), хотя это не обязательно. Например, любая революция, в том числе демократическая, будет проявлением авторитаризма (так как революция происходит тогда, когда существующая правовая система не может справиться с текущей ситуацией, а иной правовой системы пока не существует; революция полностью ломает существующую правовую систему и, находясь, таким образом, в правовом вакууме, авторитарно объявляет себя носителем власти).

Термин "авторитаризм" был введён в научное обращение теоретиками Франкфуртской школы, означал определенный набор социальных характеристик, присущих как политической культуре, так и массовому сознанию в целом. Авторитаризм - это, во-первых, социально-политическая система, основанная на подчинении государству или его лидерам. Во-вторых - социальная установка или черта личности, характеризующаяся уверенностью в том, что в обществе должна существовать строгая и безусловная преданность вождю, беспрекословное подчинение людей авторитетам и властям. Политический режим, соответствующий принципам авторитарности, означает отсутствие подлинной демократии, как в отношении свободного проведения выборов, так и в вопросах управления государственными структурами. Часто сочетается с диктатурой отдельной личности, которая проявляется в той или иной степени Хорос В.Т. Авторитаризм и демократия в развивающихся странах / Отв. ред. В.Т. Хорос. - М., 2010. - 351 с. .

Авторитарные режимы отличаются от тоталитарных следующими основными чертами:

1) Авторитаризм допускает сдержанный плюрализм, если ты не ярый противник режима, то можешь существовать в рамках режима

2) Деполитизация масс

3) Государство как сосредоточение всех властных функций

4) Сохранение традиционных сословных, классовых и племенных перегородок

5) Избирательный террор

Существенными чертами авторитаризма являются:

монополия на власть одной группы, партии или коалиции, которая никому не подотчетна;

полный или частичный запрет на деятельность оппозиции;

сильно централизованная монистическая структура власти;

сохранение ограниченного плюрализма, наличие дифференцированных отношений между государством и обществом:

наследование и кооптация как главные способы рекрутирования правящей элиты;

отсутствие возможности ненасильственной смены власти;

использование силовых структур для удержания власти.

Авторитаризм имеет богатую историю, которая включает в себя древние тирании, деспотии и олигархии, абсолютные монархии периода средневековья и Нового Времени, фашистские диктатуры и др. В современном мире авторитарные режимы наиболее распространены в странах Азии, Африки, Ближнего и Среднего Востока, Латинской Америки.

Широкая распространенность и устойчивость авторитарного режима (во многих случаях переход от авторитаризма к демократии оказывался неудачным) в большинстве современных стран порождает вопрос об истоках авторитаризма, причинах его сохранения и воспроизводства. К таковым относятся: а) сохранение традиционного типа общества с ориентацией на привычные и устойчивые формы социальной жизни и авторитеты; б) сохранение патриархального и подданнического типов политической культуры в качестве преобладающих, что равно отсутствию активного воздействия населения на политическую систему; в) значительное влияние религиозных норм (прежде всего ислама, буддизма, конфуцианства) на политические ориентации населения; г) экономическая отсталость; д) неразвитость гражданского общества; е) высокая степень конфликтности в развивающихся обществах.

Экономическая отсталость и слабость гражданского общества, а значит и неразвитость механизмов саморегуляции общества обусловливают расширение и увеличение функциональной нагрузки на государство. Это означает, что государство вынуждено брать на себя те функции, которые общество в силу своей слабости выполнить не в состоянии. Таким образом, помимо своих специфических функций государству приходится осуществлять административное вмешательство в экономику и ее регулирование, заниматься распределением материальных благ и экономических ресурсов, поддерживать национальную культуру и образование. Неразвитость рыночных отношений и частной собственности ставят личность в жесткую экономическую зависимость от государства.

На авторитарный характер власти влияет наличие в незападных обществах преимущественно не горизонтальных, а вертикальных социальных связей, в которых отношения между патроном и клиентом строятся на взаимных обязательствах. Значительный конфликтный потенциал в отношениях между различными этническими, профессиональными, клановыми, социальными группами при почти полном отсутствии институциональных форм разрешения конфликтов предопределяет чуть ли не единственный способ интеграции общества и сохранения его стабильности - использование силы со стороны государства.

Из числа социокультурных факторов отметим большое влияние религии на общество и особенности политической культуры в странах незападной цивилизации. В политической науке существует точка зрения, согласно которой между религией и типом политического режима прослеживается определенная взаимосвязь. Так, демократия первоначально возникла в протестантских, а затем в католических странах. Отсюда делается вывод, что нехристианские религии в большей степени ценностно ориентированы не на демократический, а на авторитарный характер отношений.

Авторитаризм содержит в себе определенные реформаторские возможности. Он вполне совместим с экономическим, социальным, культурным, религиозным, а частично и с идеологическим плюрализмом. Его воздействие на общественное развитие имеет как слабые, так и сильные стороны. К числу слабых относится полная зависимость политики от позиции главы государства или группы высших руководителей, отсутствие у граждан возможностей предотвращения политических авантюр или произвола, ограниченность институтов политического выражения общественных интересов.

В то же время авторитарная политическая система имеет и свои достоинства, которые особенно ощутимы в экстремальных ситуациях. Авторитарная власть обладает сравнительно высокой способностью обеспечивать политическую стабильность и общественный порядок, мобилизовать общественные ресурсы на решение определенных задач, преодолевать сопротивление политических противников. Все это делает ее достаточно эффективным средством проведения радикальных общественных реформ.

В отечественной политической науке с середины 90-х гг. не прекращаются попытки определить специфику сложившегося в современной России политического режима. Достаточно распространенным оказалось определение этого режима как посткоммунистической или посттоталитарной демократии. В нем фиксируются две особенности современного российского политического процесса. С одной стороны, подчеркивается, что Россия бесповоротно ушла от своего коммунистического прошлого, в этом смысле термин "демократия" употребляется как антипод понятия "тоталитаризм". С другой стороны, очевидно, что тот политический строй, который сформировался в нынешней России, значительно отличается от классических западных моделей демократии.

Российский политический режим отличают: а) отсутствие развитого и многочисленного среднего класса; б) отсутствие консенсуса в обществе по базовым ценностям; в) неразвитость рыночных отношений; г) гипертрофированная роль государства и бюрократии; д) сильно ограниченная и сведенная к минимуму роль представительных органов власти; е) фактическая неподконтрольность органов власти обществу; ж) сохранение и воспроизводство в обществе отношений и связей патронажно-клиентального типа в противовес горизонтальным. Поэтому понятие "демократия" в его классическом виде к современной России не применимо. Категории "посткоммунистическая" или "посттоталитарная" указывают на существенные отличия российской демократии от классических образцов.

Некоторые политологи утверждают, что политический режим в России носит авторитарный характер и определяют его как олигархический авторитаризм. Для такой оценки действительно есть основания. Прежде всего, заметно значительное влияние компрадорской (связанной с иностранным капиталом) буржуазии на политическую элиту. Национальная буржуазия (предприниматели, связанные с отечественным производством) не имеют серьезного политического веса. Общество слабо влияет на политические институты. Поэтому принимаемые решения зачастую отвечают узкокорпоративным интересам. Результатом проводимой политики стало значительное расслоение общества, вплоть до поляризации.

...

Подобные документы

    Разновидности, плюсы и минусы авторитаризма. Однопартийные системы, военные режимы и режимы личной власти. Характеристика бюрократически-олигархических режимов. Основные черты отличия авторитаризма от тоталитаризма. Элементы демократического устройства.

    реферат , добавлен 16.01.2015

    Авторитарные и бюрократические деформации политического режима. Понятие политического режима. Современное состояние политического режима в Российской Федерации. Пути преодоления деформаций политического режима. Политические и идеологические гарантии.

    курсовая работа , добавлен 20.11.2008

    Понятие и признаки политического режима как одного из элементов формы государства. Отличительные черты авторитаризма и тоталитаризма. Демократический режим, его виды. Факторы, влияющие на классификацию режимов. Особенности российской политической системы.

    курсовая работа , добавлен 14.02.2016

    Соответствие способа производства типу государства: рабовладельческому, феодальному, буржуазному и социалистическому. Характеристика и виды современной монархической и республиканской формы правления. Понятие правительственного и политического режима.

    реферат , добавлен 06.12.2010

    Понятие и характеристика тоталитарного государства. Признаки, отличающие все тоталитарные государственные режимы от демократии. Идеология и практика фашизма. Черты коммунистической тоталитарной системы. Северокорейская система политического контроля.

    курсовая работа , добавлен 19.10.2011

    История и условия возникновения тоталитаризма. Тоталитарное государство: сущность и признаки, формы существования: фашизм, коммунизм. Современное тоталитарное государство, его особенности и признаки, оценка распространенности и принципы деятельности.

    курсовая работа , добавлен 10.07.2015

    Легитимность власти как необходимая предпосылка оформления политического режима в современной России. Характерные черты тоталитаризма и авторитаризма. Правовая культура, правосознание как средство и условие стабилизации и гуманизации политического режима.

    курсовая работа , добавлен 12.04.2014

    Характеристика форм государства. Формы государственного устройства и правления. Система государственных органов. Политические режимы. Буржуазный парламентаризм. Крах социалистической системы. Демократический и антидемократический политические режимы.

    курсовая работа , добавлен 31.01.2009

    Понятие и структура государственного режима как процесса реализации суверенной публичной власти через государственный аппарат. Раскрытие содержания политического режима. Автократия, деспотизм, тирания, диктатура и демократия как государственные режимы.

    курсовая работа , добавлен 06.08.2013

    Общее понятие о политическом режиме. Характерные черты демократии, тоталитаризма и авторитаризма. Либерализация, демократизация и консолидация как основные стадии трансформации режима. Главные виды перехода от авторитарного режима к демократическому.