Что такое нерукотворный образ спасителя. Нерукотворный образ спасов

Фото издательства «Искусство», Москва. Воспроизводится по изданию: Лазарев В. Н. История византийской живописи. М.: Искусство, 1986.


с. 66 ¦ 7. Спас Нерукотворный 1 . На обороте - Прославление креста

1 Тип Спаса «на чрепии», в отличие от Спаса Нерукотворного «на убрусе» (см. фрески на восточной и западной подпружных арках в церкви Спаса Нередицы; В. К. Мясоедов , Фрески Спаса Нередицы, Л., 1925, табл. XIX). О многочисленных вариантах легенды о Нерукотворном Спасе см. Н. В. Покровский . Сийский иконописный подлинник, вып. 1, Спб., 1895, стр. 49–52.

Обе стороны иконы были написаны во Владимире, быть может разными мастерами. Владимирский живописец лицевой стороны со Спасом Нерукотворным по-своему воспроизвел византийский или скорее киевский образец. Не исключено, что художник Прославления креста на обороте мог быть киевлянином или новгородцем, работавшим в середине XII века во Владимире (см. доводы в пользу моей атрибуции у Н. Н. Воронина, в его статье «О некоторых рельефах Георгиевского собора в Юрьеве Польском». - «Советская археология», М., 1962, I, стр. 142–148).

Середина XII века. Владимиро-Суздальская Русь.

Голова Спаса заключена в круглый нимб с перекрестьем, вписанный в квадрат доски. Большие округлые глаза подняты влево. Высокие дуги бровей изогнуты. Раздвоенная борода и длинные свисающие усы написаны тонкими темно-коричневыми линиями по зеленовато-серой рефти. Черно-коричневые волосы с прядью на лбу украшены золотыми линиями. Вохрение по оливковому санкирю темно-желтое, мягкого тона, с еле заметными следами подрумянки. На губах, веках и описи носа - киноварь. Нимб, фон и поля золотисто-охряные. Перекрестье нимба - тона слоновой кости, со следами с. 66
с. 67
¦ изображения драгоценных камней (по пяти на каждом конце). В верхних углах на фоне фрагменты древних букв IC ХС.

Прославление креста 2 . По сторонам голгофского коричневого восьмиконечного креста, с терновым венцом на перекрестье - поклоняющиеся архангелы с орудиями страстей. Слева Михаил с копьем в руке, справа - Гавриил с тростью. Выше - краснокрылые серафимы с рипидами в руках, темно-оливковые херувимы и олицетворения солнца и луны - профильные головы в круглых клеймах - желтом (надпись: сълонце ) и красном (надпись: луна ). Живопись выполнена энергичными мазками в широкой, свободной манере. Колорит построен на сочетании темных красок (коричневой и оливковой), блеклых (светло-синей и коричневато-розовой) и ярких (красной, желтой и белой). Вохрение по зеленому санкирю с резкими белильными бликами и яркой подрумянкой. Фон белый, с черными и красными надписями. Поля темно-зеленые с орнаментом в виде кружков, звездочек и полосок. В немногочисленных надписях не проявляются особенности новгородского языка: «шестъкрилатии хьровими», «монгъоцити серафимъ».

2 Эта тема в византийской иконографии была известна под названием «Никитирион» (прославление победного креста). (См. Н. П. Кондаков , Археологическое путешествие по Сирии и Палестине, Спб., 1904, стр. 22 и примеч. 1 и приложение «О древнехристианских композициях на тему «Слава креста», стр. 285–301). Иконографический тип восходит к старым сирийским источникам (В. Н. Лазарев , Искусство Новгорода, М., 1947, стр. 39). Стилистически ангелы близки к ангелам в композиции «Вознесение » в церкви Спаса Нередицы в Новгороде (В. К. Мясоедов , указ. соч., табл. V, 2).

На лицевой стороне доска с ковчегом. Паволока, левкас, яичная темпера. Оборот без ковчега и паволоки, с тонкой подгрунтовкой. Шпонки набивные по верхнему и нижнему торцам. 77 x 71.

На лицевой стороне (в левом нижнем углу) и на обороте (у верхнего края) - красные сургучные гербовые печати московского Успенского собора.

Находилась в Успенском соборе Московского Кремля.

Раскрыта в Комиссии в 1919 году.

Поступила из ГИМ в 1930 году. с. 67
¦

Лазарев 2000/1


с. 164 ¦ 5. Спас Нерукотворный, оборот - Поклонение Кресту

Вторая половина XII века. 77×71. Третьяковская галерея, Москва .

Из Успенского собора в Московском Кремле. Новгородское происхождение иконы не вызывает никаких сомнений. В пользу этого свидетельствуют и ярко выраженные новгородизмы в надписях на оборотной стороне иконы (замена буквы ч буквой ц ), и схожесть ангелов с ангелами в куполе и апсиде Нередицы (Мясоедов В. К. Фрески Спаса-Нередицы. С предисловием Н. П. Сычева. Л., 1925, табл. IV, VI и XXVIII), и воспроизведение композиции лицевой стороны иконы (а частично и ее оборотной стороны) в заставке новгородской рукописи 1262 года (Лобковский Пролог в московском Историческом музее, Хлуд. 187, л. 1). Как установил Г. И. Вздорнов, икона происходит из новгородской деревянной церкви св. Образа, возведенной Внездом Нездиничем в 1191 году. Сохранность хорошая. Тип Спаса Нерукотворного точно следует византийской традиции (см.: Грабар А. Н. Нерукотворенный Спас Ланского собора. Прага, 1931). «Прославление креста» встречается уже на серебряном блюде VI века в Эрмитаже (Volbach F. Frühchristliche Kunst. München, 1958, Abb. 245, S. 91). На московской иконе крест украшен терновым венцом, в руках ангелов - копье и трость. Это символы мучения Христа. Крест возвышается над черной Адамовой пещерой. По сторонам перекрестья - солнце и луна. Наверху представлены два херувима и два серафима с рипидами в руках. Для иконографии см.: Кондаков Н. П. Археологическое путешествие по Сирии и Палестине. Спб., 1904, с. 22, 285–301; Grabar A. Martyrium, II. Paris, 1946, p. 275–290. Была ли икона с самого начала двусторонней или изображение на оборотной стороне было добавлено позднее - решить трудно. с. 164
¦

Осроена стала первым государством, на территории которого христианство было официально признано религией. Она занимала северо-восток нынешней Сирии. Существовало оно в период с 137-го по 242-й год н.э. Это было маленькое государство, где впервые упоминалась икона Спаса Нерукотворного. Этот образ является уникальным и обладает огромным значением для православных христиан.

Легенда об иконе

Существует немало легенд в которых рассказывается о том, как царь Осроены Авгарь, был болен страшной болезнью — черная проказа. Отсюда и начинается история Спаса Нерукотворного, однажды царю приснился необычный сон, в нем ему было сказано, что излечить его не сможет ничего, кроме иконы, на которой будет запечатлен лик Спасителя. После этого ко Христу был отправлен художник со двора, но ему так и не удалось перенести его образ на холст и сделать икону Иисуса Христа из-за божественного сияния, которое исходило от Него.

Тогда Спаситель взял воду, омыл ей свое лицо, после чего протер его полотенцем, на котором и остался запечатлен его светлый образ — икона Спаса Нерукотворного.

Формально, сам Иисус сделал икону, но образ относят к так называемым нерукотворным, то есть таким, где лик Спасителя проявляется по Божественной благодати и чудесным образом.

Классический вариант иконы представляет собой образ Иисуса, который выполнен на полотне. По краям его расположена канва, верхние концы которой заплетены в узлы. Отсюда и название иконы Спас на урбусе, то есть на полотне или платке.

После того как царь Авгарь исцелился светлым образом, больше не было никаких упоминаний об иконе вплоть до 545-года. Именно в тот год Эдесса попала под блокаду персидских войск. Как раз в тот момент на помощь людям пришло провидение. В одном из нефов над городскими воротам были найдены икона Спаса Нерукотворного и ее след, отпечатавшийся на керамической стене в хранилище Керамидион. Тогда, благодаря чудодейственной силе иконы блокаду города удалось снять.

До сих пор образ Спаса Нерукотворного помогает избавиться от захватчиков и любых посягательств недругов, используется в военном деле.

Значение иконы Спас Нерукотворный

Эта чудотворная икона во всех видах ее исполнения (образ на холсте, отпечаток на керамике) отличается своими особенностями и имеет много обычаев, которые с ними связаны. Образ Спаса Нерукотворного имеет существенное значение для иконографии. Именно с написания этого образа рекомендуют начинать свою индивидуальную работу иконописцам, которые только начинают проявлять себя в этом деле.

Рассматривая описание иконы Спаса Нерукотворного, нужно обратить внимание на нимб окружающий голову Спасителя, который изображен в виде правильного замкнутого круга, внутри которого расположен крест. Каждая особенность: волосы Иисуса, основной ее фон (на всех старых холстах иконописцы оставляли фон чистым), выражают ее суть, наделяют ее особенным смыслом. По мнению многих, образ, который был создан без использования красок и кисти, является настоящей фотографией Христа и на ней запечатлено его лицо.

С момента прибытия иконы Спаса Нерукотворного из Константинополя, она стала занимать важную роль в мире православия. Случилось это в 1355-м году. Иконы данного типа существовали на Руси уже в XI веке, но только начиная со второй половины XIV века все, что связано со «Спасом Нерукотворным» приравнивается к уровню государственного культа и широко распространяется повсеместно.

Тем не менее, есть икона Спас Нерукотворный 12 века, которая также называется новгородской, но создана была в Москве в Успенском соборе. Этот образ является двусторонним. Отдельно следует отметить икону Симона Ушакова, которая создана в 17 века и Спас Нерукотворный написан тут более художественно и менее канонично.

С 14 века начинается строительство храмов, изображение наносится на русские военные знамена во время самых важных для Руси битв, таких как: Куликовская и Первая Мировая война.

«Спас Нерукотворный» – является иконой, которая имеет большое значение в православном мире. Она символизирует собой православие как крест и распятие, несет в себе такой же смысл.

Молитва иконе

Как считается, именно в этот день Христос приложил плат к своему лицу.

Тропарь, глас 2

Пречистому Твоему образу покланяемся, Благий, просяще прощения прегрешений наших, Христе Боже, волею бо благоволил еси плотию взыти на Крест, да избавиши яже создал еси от работы вражия. Тем благодарственно вопием Ти: радости исполнил еси вся, Спасе наш, пришедый спасти мир.

Молитва

О Преблагий Господи Иисусе Христе, Боже наш!

Ты древле человеческаго естества Твоего лице пресвятою водою омыв и убрусом отер, чудесне оное на том же убрусе изобразити и Едесскому князю Авгарю во исцеление недуга его послати благоволил еси.

Се и мы ныне, грешнии раби Твои, душевными и телесными недуги нашими одержимии, лица Твоего, Господи, ищем и с Давидом во смирении душ наших зовем: не отврати лица Твоего от нас, и уклонися гневом от рабов Твоих,

Помощник нам буди, не отрини нас и не остави нас.

О Всемилостивый Господи, Спасителю наш!

Вообрази Сам Себе в душах наших, да во святыне и правде жительствуеши,

будем сынове Твои и наследницы Царствия Твоего,

и тако Тебе, Премилостиваго Бога, нашего,

И Евфрат, со 137 года до нашей эры по 242 год нашей эры существовало небольшое государство Осроена, которое первым объявило христианство официальной государственной религией. Здесь же первый раз упоминается икона Спаса Нерукотворного.

Легенда об иконе

По многочисленным легендам, осроенский царь Авгарь V, резиденция которого находилась в столице государства Эдессе, заболел неизлечимой болезнью - черной проказой. Во сне ему явилось откровение, что поможет ему только лик Спасителя. Придворный художник, отправленный ко Христу, не смог запечатлеть его образ из-за божественного сияния, исходящего от Иисуса, который, пойдя навстречу царским мольбам, сам омыл свое лицо водой и отер полотенцем (платом). На нем и остался запечатленным светлый образ, получивший название «убрус», или Мандилион, или икона Спаса Нерукотворного. То есть в классическом варианте она представляет собой лик Христа, выполненный на полотне, по краям которого пущена канва, а верхние концы завязаны в узлы.

После чудесного исцеления Авгаря упоминания об этой иконе отсутствуют вплоть до 545 года, когда Эдессу взяли в блокаду персидские войска. Как часто это бывает, в трудную минуту на помощь приходит провидение. В нефе над воротами города были обнаружены не только сама прекрасно сохранившаяся икона Спаса Нерукотворного, но и ее отпечаток на керамической стене хранилища, или Керамидионе. Блокада города была снята самым чудесным образом.

Особенности иконы

Этот чудотворный образ в обоих своих проявлениях (выполненный как на холсте, так и на керамике) имеет ряд особенностей и обычаев, с ним связанных. Так, он рекомендован начинающим иконописцам как первая их самостоятельная работа.

Икона Спаса Нерукотворного - единственный образ, на котором нимб вокруг головы Иисуса имеет форму правильного замкнутого круга с находящимся внутри крестом. Все эти детали, как и цвет волос Спасителя, общий фон иконы (на самых древних иконах фон всегда оставался чистым), несут свою смысловую нагрузку.

Бытуют мнения, что созданный без кисти и красок портрет, которым является, по своей сути, икона «Спас Нерукотворный», - фото Христа, запечатлевшее его лицо.

В православии эта икона всегда, с момента привоза ее списка из Константинополя в 1355 году, играла особую роль. Хотя самые древние иконы этого вида появились на Руси еще в XI веке, только со второй половины XIV века все, связанное со «Спасом Нерукотворным», позиционируется на уровне государственного культа и внедряется повсеместно. Под него строятся храмы, изображен на знаменах русских войск в самых решающих для страны битвах - от Куликовской до сражений Первой мировой войны. Слово «стяг» заменяется постепенно словом «знамя» (от «знамения»). Хоругви с изображением «Спаса Нерукотворного» стали неотъемлемой частью побед русского оружия.

Икона «Спас Нерукотворный» сегодня

Прибытие этой чудотворной иконы, слава о которой разнеслась по всей Руси, из Новоспасского города Вятки в Успенский собор Кремля, приобрело государственный масштаб и значение. Тысячи москвичей и приезжих вышли навстречу иконе и при виде ее упали на колени. Фроловские ворота, через которые пронесли икону, стали называться Спасскими. Пройти через них можно было лишь с непокрытой головой, в знак божественности лика.

«Спас Нерукотворный» - икона, значение которой невозможно переоценить. Она воспринимается как один из основных символов православия, по смысловому значению она приравнивается к кресту и распятию.

В последние годы, которые иногда справедливо называют Вторым крещением Руси, строится небывалое количество церквей, монастырей и храмов. В Сочи к открытию Олимпиады в рекордные сроки был возведен и освящен 5 января 2014 года Храм Спаса Нерукотворного.

Немногие задумывались над тем, откуда вообще возникли иконы. Почитание их настолько прочно вошло в православную традицию, что кажется, так было всегда. В истории христианства самой первой иконой стал «Спас Нерукотворный». Этот образ имеет очень интересную историю и глубокое богословское значение.


Возникновение первого образа

Церковное предание сохранило немного описаний внешности Христа, а в Библии об этом вообще не сказано ни слова. Но откуда тогда взялось изображение того лика, который всем хорошо знаком? Историю иконы «Спас Нерукотворный» донес до нас во всех подробностях римский историк Евсевий, ученик Памфила, родом из Палестины. Множество сведений о жизни того периода известно именно благодаря его трудам.

Слава Христа была настолько велика, что приходили к Нему даже из других стран. Вот и правитель г. Эдесса (на территории современной Турции) послал к нему человека с письмом. Авгарь был уже стал, его мучила болезнь ног. Христос обещал послать одного из своих учеников, чтобы помочь царю и просветить его народ светом Евангелия. Рассказывает об этом случае также Ефрем Сирин.

Авгарь отправил к Христу и художника, но тот был настолько ослеплен божественным сиянием, что просто не смог написать портрет Спасителя. Тогда Христос передал царю в качестве подарка полотно (убрус), которым отер лицо. На плате остался отпечаток лика - поэтому он называется нерукотворным - потому что сотворен не человеческими руками, а божественной силой (как Туринская плащаница). Так возникла первая икона - еще при жизни Спасителя. Послы доставили ткань в Эдессу, где она стала городской святыней.

После вознесения Христа туда отправился апостол Фаддей - он исцелил Авгаря, совершил еще много чудес и обратил местных жителей в христианство. Об этих событиях свидетельствует другой историк - Прокопий Кесарийский. А Евагрий из Антиохии повествует о том, как образ чудом избавил жителей города от вражеской осады.


Дальнейшая судьба чудесного плата

Сделавшись христианами, жители Эдессы повесили образ Спаса Нерукотворного (он еще называется Мандилион) над городскими воротами. Когда один из потомков Авгаря сделался язычником, благочестивые христиане заложили икону кирпичом, чтобы сберечь от поругания. Образ настолько долго скрывался, что о нем забыли. Во время очередной осады, уже в 6 в., епископ увидел видение, где ему было открыто нахождение святыни. При разборе кладки было обнаружено, что лик перешел и на кирпичи.

Мандилион был перенесен в собор, откуда выносился лишь 2 раза в году. Традиции прикладываться к святыням тогда не существовало, и даже приближаться к образу было запрещено. В конце 1 в. византийская армия осадила город, в обмен на мир было предложено отдать чудесное изображение Спасителя. Жители города согласились. Так икона Спас Нерукотворный попала в Константинополь. Этот день теперь является церковным праздником.

В 1011 г. неизвестным художником западной школы был сделан список, попавший в Рим. Хранился он в особом алтаре и назывался «вера эйкон» - истинный образ. Позже он стал известен под названием «Плат Вероники» и оброс собственными легендами. Таким образом Спас Нерукотворный имел большое значение и для развития западной иконографии.

К сожалению, оригинальный Мандилион не дошел до наших дней. Он был похищен во время одного из крестовых походов (1204 г.) - легенда гласит, что корабль, где находилась икона, пошел ко дну. Однако, те списки, которые хранятся в Ватикане (капелла Санта-Матильда) и Генуе считаются довольно точными.


Как выглядит Спас Нерукотворный

Описание иконы, хранившейся у царя Авгаря, дошло до нас благодаря историческим документам. Материя с отпечатком Лика была натянута на деревянную основу. Это единственный образ, который изображает Христа как человеческую личность. Другие изображения Спасителя делаются с атрибутикой, либо Господь совершает некие действия. Здесь же показан «портрет», лицо Христа, не дается «видение» автора, а представлен Образ, как он есть.

Чаще всего встречается Спас на убрусе - лик изображается на фоне полотенца, с разными видами складок. Плат, как правило, белого цвета. Иногда лик изображается на фоне кирпичной кладки. В некоторых традициях полотенце держится за края летящими Ангелами.

Уникальность образа - в зеркальной симметрии, которую нарушают только глаза. Они немного скошены, что делает выражение лица более одухотворенным. Новгородский список считается античным воплощением идеальной красоты. Помимо симметрию, важную роль тут играет отсутствие эмоций - возвышенная чистота, духовный покой, которыми обладает Спаситель, как бы передаются и тому, кто смотрит на икону «Спас Нерукотворный».

Роль и значение образа в христианстве

Трудно переоценить значение иконы Спас Нерукотворный - его чудесное появление стало очень весомым аргументом в период иконоборчества. По сути, это основное доказательство того, что лик Христа может изображаться и пользоваться почитанием верующих, как возможность вознести хвалу Первообразу.

Именно оставшийся на ткани отпечаток стал одним из главных типов иконографии, который напоминает о божественном начале иконописи. Сама по себе она в первые века имела, в том числе, описательную функцию - библейские рассказы оживали перед глазами неграмотных христиан. К тому же книги, в том числе и Священное Писание, долгое время были очень большой редкостью. Также вполне понятно желание верующих иметь зримое воплощение Христа.

Изображение только лица Спасителя должно напоминать верующим, что их спасение возможно только в случае установления личных отношений с Христом как с Богочеловеком. Без этого никакие церковные обряды не могут служить «пропуском» в царство небесное. Взгляд Христа направлен прямо на зрителя - призывая каждого конкретного человека пойти за Собой. Созерцание иконы Спас Нерукотворный помогает понять, в чем заключается смысл христианской жизни.

В чем помогает Спас Нерукотворный

Каким же образом верующий может установить контакт с Богом? Чтобы икона Спас Нерукотворный стала настоящей защитницей, надо вести молитвенный диалог с Господом. В молитве человек высказывает свои прошения, надежды, даже обиды на близких выслушает Всевышний - только не должны они быть высказаны со злостью…

Образ Спасителя обязательно должен быть в каждом христианском доме. Просить у Него можно о чем угодно:

  • о помощи близким;
  • за детей;
  • о крепком здоровье;
  • о благосостоянии;
  • о помощи в работе, любых мирских делах.

Нельзя применять иконы при ворожбе, использовать их в разных магических ритуалах. Истории известны случаи, когда для магов такие попытки заканчивались очень плохо.

Какие молитвы лучше подходят для того, чтобы произносить их перед иконой «Спас Нерукотворный»? Прежде всего - «Отче наш», молитва данная людям самим Иисусом Христом во время земного пути. Каждый день должен начинаться с нее, даже перед приемом пищи истинно верующие люди читают ее, чтобы поблагодарить Господа за то, что у них есть. Перед тем, как уснуть, тоже можно прочитать, чтобы успокоить ум, очистить душу.

Где находятся иконы Спасителя

Хотя в России никогда не было оригинального Мандилиона, имелись списки, прославленные чудотворениями. Один из них долго находился в Новоспасском монастыре (возле Таганки), прославившимся как усыпальница семейства Романовых. Хотя первое чудо было явлено в г. Вятка, вскоре чудесная икона была торжественно перенесена в столицу. Случилось это в январе 1647 г.

Поначалу образ Спаса Нерукотворного находился на одной из башен Кремля, но в этом же году отправился в Спасо-Преображенскую церковь. Вот некоторые из чудес, совершенных по молитвам у вятской иконы:

  • прозрел полностью слепой мужчина;
  • помощь в подавлении бунта С. Разина;
  • крестный ход с иконой помог остановить пожар 1834 г.;
  • множество исцелений во время эпидемии холеры.

В годы революции чудотворный оригинал был утерян. На месте прежнего образа в настоящее время находится список.

Удивительный памятник российской культуры - Храм образа Спаса Нерукотворного в Абрамцево. Небольшая изящная церковь создана совместными усилиями В. Васнецова, В. Поленова, И. Репина. Они создали проект здания, иконостас, все убранство, написали иконы, даже выложили мозаикой пол. Росписи на окнах принадлежат М. Врубелю. Храм освящен в 1882 г. Проехать из Москвы можно электричкой до станции «Хотьково».

Самая древняя в России икона Спас Нерукотворный относится к 12 в., написана в новгородской манере. Изображение плата на ней отсутствует, т.к. образ воспроизводит лик Спасителя, чудесно проявленный на кирпичах (в Эдессе). По мнению специалистов, данный извод может быть очень близок к оригиналу, появившемуся на убрусе. Хранился образ в Кремле, сейчас находится в Третьяковской галерее.

Молитва иконе

Тропарь, глас 2

Пречистому Твоему образу покланяемся, Благий, просяще прощения прегрешений наших, Христе Боже, волею бо благоволил еси плотию взыти на Крест, да избавиши яже создал еси от работы вражия. Тем благодарственно вопием Ти: радости исполнил еси вся, Спасе наш, пришедый спасти мир.

Молитва

О Преблагий Господи Иисусе Христе, Боже наш! Ты древле человеческаго естества Твоего лице пресвятою водою омыв и убрусом отер, чудесне оное на том же убрусе изобразити и Едесскому князю Авгарю во исцеление недуга его послати благоволил еси. Се и мы ныне, грешнии раби Твои, душевными и телесными недуги нашими одержимии, лица Твоего, Господи, ищем и с Давидом во смирении душ наших зовем: не отврати лица Твоего от нас, и уклонися гневом от рабов Твоих, Помощник нам буди, не отрини нас и не остави нас. О Всемилостивый Господи, Спасителю наш! Вообрази Сам Себе в душах наших, да во святыне и правде жительствуеши, будем сынове Твои и наследницы Царствия Твоего, и тако Тебе, Премилостиваго Бога, нашего, купно со Безначальным Отцем Твоим и Пресвятым Духом, славити не престанем во веки веков.
Аминь.


СПАС НЕРУКОТВОРНЫЙ О появлении Нерукотворного Образа Спасителя церковное предание рассказывает следующее: во времена Спасителя в сирийском городе Едессе правил царь Авгар. Он заразился страшной неизлечимой болезнью - проказой. Царь надеялся на помощь Господа. Он хотел помолиться перед его изображением. Для этого Авгарь послал в Иерусалим своего художника Ананию с письмом ко Христу. Тогда всевидящий Господь Сам подозвал Ананию, велел принести кувшин с водой и плат. Умывшись, Спаситель отерся этим платом- и на нем запечатлелся Нерукотворный Образ Спаса. Приложившись к святыне, Авгарь тут же получил полное исцеление. Св. Образ он установил в нише у городских ворот, но вскоре спрятал образ от нечестивых. Когда же в 545 г. персы осадили Едессу, Пресвятая Богородица явилась во сне тогдашнему епископу города и повелела открыть Нерукотворный Образ. Обойдя с Ним стены города, его жители отвратили врагов. В 944 г. византийский император Константин Багрянородный (912-959) торжественно перене[...]

Икона Спас Нерукотворный - описание
Спас Нерукотворный Спас Нерукотворный всегда был на Руси одним из самых любимых образов. Именно его обычно писали на знаменах русских войск. Существует два вида изображений Нерукотворного образа: Спас на убрусе и Спас на чрепии. На иконах типа "Спас на убрусе" лик Христа изображен на плате (полотенце), верхние концы которого завязаны узлами. По нижнему краю пущена кайма. Лик Иисуса Христа - лик человека средних лет с тонкими и одухотворенными чертами, с бородой, разделенной надвое, с длинными, вьющимися на концах волосами и с прямым пробором. Появление иконы "Спас на чрепии" объясняется следующим преданием. Как уже говорилось, царь Эдессы Авгарь принял христианство. Нерукотворный образ был приклеен на "доску негниющу" и помещен над городскими вратами. Позднее кто-то из царей Эдессы вернулся к язычеству, и образ был замурован в нише городской стены, а через четыре столетия место это было совершенно забыто. В 545 году, во время осады города персами, эдесскому епископу было дано откро[...]

Спас Нерукотворный - описание иконы
Нерукотворный Образ Иисуса Христа, Спас на убрусе, Мандилион - один из основных типов изображения Христа, представляющий Его лик на убрусе (плате) или чрепии (черепице). Христос изображён в возрасте Тайной вечери. Предание относит исторический Эдесский прототип икон данного типа к легендарному плату, на котором чудесным образом проявился лик Христа, когда Он отёр им лицо. Изображение обычно оглавно. Один из вариантов - Чрепие или Керамида - изображение похожей иконографии, но на фоне кирпичной кладки. В западной иконографии известен тип <Плат Вероники>, где Христос изображается на плате, но в терновом венце. На Руси сложился особый вид Нерукотворного Образа - <Спас Мокрая брада> - изображение, в котором борода Христа сходится в один тонкий кончик.