Дидактические игры к тематической неделе «Осень, осень в гости просим! Дидактические игры на тему «Осень».

Светлана Сафаргалиева
Дидактическая игра для детей старшей группы «Приметы осени»

Примерная основная общеобразовательная программа «От рождения до школы»

Возрастная группа : старшая

Тема Открытое мероприятия ДОУ «Дидактическая игра с использованием личностно-ориентированной технологии»

Тема Дидактическая игра : «Приметы осени »

(познавательное развитие, речевое развитие) (с указанием ведущей образовательной области и программной области)

Цель : Создать условия для совершенствования знаний о приметах осени , развития устной речи, памяти, внимания, через дидактическую игру .

Задачи :

(развитие, воспитание, обучение с указанием образовательной области)

1. Обучающая ::- уточнить представления детей об осенних приметах ,

Активизировать словарь по теме,

Учить использовать в речи обобщающие слова.

2. Развивающая :: -совершенствовать умение дифференцировать, деревья по их стволам и листьям

Развивать внимание, наблюдательность, память, воображение.

Совершенствовать умение различать овощи и фрукты

3. Воспитательная : - воспитывать умение взаимодействовать в подгруппе , принимать решение.

Виды деятельности : игровая

Формы организации : групповая , индивидуальная

Формы реализации детских видов деятельности : дидактическая игра

Оборудование : сюжетные картинки с изображением различных времен года; две корзинки, предметные картинки овощей и фруктов. картинки зверей, картинки с изображением растений и грибов. нарисованные на отдельных листах стволы трёх разных деревьев, осенние листья этих деревьев.

Предварительная работа : чтение произведений о осени , рассматривание картин и иллюстраций «Времена года» наблюдение за природными явлениями, беседы по теме «Приметы осени » .

Ход ООД

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Примечание

Кто-то бросил мне в оконце,

Посмотрите письмецо.

Может, это лучик солнца, Что щекотит мне лицо?

Может, это воробьишка,

Пролетая, обронил?

Может, кот письмо, как мышку На окошко заманил?

Ребята, не хотите узнать, от кого пришло письмо? Отгадайте загадку и узнаете ответ :

Несу я урожаи,

Поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю.

Я не касаюсь елочек и сосен , я… (Осень ) .

Правильно, ребята. Вот что пишет нам осень : «Здравствуйте, ребята, решила я для своих друзей «Праздник урожая» устроить. А как на этом празднике играть я не знаю и не умею . Научите меня, пожалуйста, играть , а я за вами через окно наблюдать буду».

Ребята, научим Осень играть ? (Да) .

Основная часть. Решаем поставленные задачи.

1.«Приметы осени »

Ход игры : Дети по очереди берут картинку, называют, что на ней нарисовано, определяют, когда это бывает. Если осенью , кладут картинку на игровое поле. Если в другое время года - убирают в сторону. Далее по каждой картинке составляют предложение, используя ключевое слово «осенью » .

«Приметы осени » с низким уровнем, индивид. раб.

Ход игры : Педагог предлагает детям картинки с изображением различных сезонных явлений (идет снег, светит солнце, осенний лес , подснежники в лесу). Ребенок выбирает картинки, на которых изображены только осенние явления .

2. «Подбери действие»

Ход игры : Листья осенью что делают ? (желтеют, опадают, летят и т. д.) Дождь осенью (идет, моросит и т. д.) Птицы осенью (улетают, готовятся и т. д.) Деревья осенью (роняют листья, засыпают и т. д.) Звери осенью (готовятся к зиме, меняют шубки и т. д.)

3. «С какого дерева лист?»

Ход игры : листья россыпью лежат вокруг рисунков стволов деревьев. Дети должны разложить листья на своё дерево

«Какой лист?» с высоким уровнем речевого развития

Ход игры : дети сидят по кругу и передают друг другу корзинку. По очереди достают листок, говорят, с какого он дерева и образуют прилагательное. Например : это лист с берёзы- берёзовый лист.

4 «Две корзинки»

Ход игры : дети по очереди берут муляж, определяют, к какой группе относится , и кладут в соответствующую корзинку.

Примечание : игра может быть индивидуальной.

Дидактическая игра «Какой сок?» («Какое варенье?» )

Ход игры : дети по очереди берут картинку из корзинки, называют изображённый фрукт и говорят, как будет называться сок (или варенье) из этого фрукта. Например : «Это яблоко - яблочный сок» .

Активизация мыслительной деятельности, формирование мотивации.

Самостоятельно организовываются;

Подчиняются правилам;

Контралируют выполнение правил дид. игры;

Высказывают оценочные суждения;

Закрепляют знания о приметах осени ;

Составляют предложения со словом «осенью » ;

Активно употребляют в словаре глаголы.

Совершенствуют умение различать деревья по их стволам и листьям;

Развивают внимание, наблюдательность, память, воображение.

Образовывают прилагательные,

развивают устную речь.

Различают овощи и фрукты,

Используют в речи обобщающие слова,

Развивают устную речь, память, внимание.

Дети заходят в группу

Атрибуты : карточки с приметами осени (8 штук) и других времён года (5-6 штук, игровое поле, разделённое на 8 клеток

Атрибуты : нарисованные на отдельных листах стволы трёх разных деревьев, осенние листья этих деревьев.

Атрибуты : две корзинки, муляжи овощей и фруктов.

Атрибуты : корзина, картинки фруктов

Заключительная часть (рефлексия)

Ребята, вы все молодцы, хорошо играли , помогали друг другу, и Осень научили играть . Но некоторым ребятам надо быть внимательней и выслушивать ответ, не кричать с места. И я думаю, что этому ребята научатся.

Какая игра была интересной , познавательной?

А за то, что вы научили Осень играть , она вам принесла свои дары. Спасибо тебе, Осень .

Подводят итоги

Оценивают действия

Назначение материала: игра может быть использована педагогами, родителями в работе с детьми дошкольного возраста 4 - 7 лет.
Оборудование: 12 картинок
Цель: развитие наблюдательности, зрительного внимания и памяти
Задачи:
1. Коррекционно - образовательные: активизировать знания детей по теме: «Осень», о жизни животных в осенний период; автоматизировать звуки Ж, Л, Р, З в связной речи.
2. Коррекционно - развивающие задачи: развивать умение сравнивать, находить сходства и различия; учить дифференцированно, использовать в речи простые предлоги (на, под, от, к, у).
3. Коррекционно- воспитательные задачи: Воспитывать коммуникативные навыки детей.
Форма организации: индивидуальная или подгрупповая (до 4 человек)
Варианты игры:
  1. Ребенок, традиционно, сравнивает между собой, предложенные ему, карты. Находит различия, аргументирует их, используя полные ответы.
  2. Каждому ребенку из подгруппы выдается по одной карте, все остальные лежат в стопке, где верхняя карта открыта для всех. Основная задача каждого - собрать, как можно больше карт. Для этого необходимо быстрее всех увидеть и назвать различия между своей картой, и картой, которая лежит в центре стола. Преимущество отдается тому игроку, который назвал отличие, не повторяющееся в предыдущем ходе.
  3. Смысл игры схож с предыдущим вариантом, но в этом случае нужно назвать, как можно больше отличий. За каждое названное отличие ребенок получает фишку. Кто назовет больше, тот и забирает карту себе.




Варианты изменений:
Белка у дерева, на дереве, под деревом.
Белка смотрит вправо, влево.
Ежик идет к дереву (к норке), от дерева (от норки).
Желуди на дубе, под дубом, у дуба.
Зонт у дерева, зонт на дереве.
Зонт в луже, нет зонта
Зонт красный, золотистый, голубой.
Лист в зонте зеленый, оранжевый.

Изготовление игры:
Игра выполнена в редакторе Word.
Картинный материал взят из сети интернет (ссылки с источников расположены ниже).

В поисковой строке Яндекса набираем слово КЛИПАРТ (картинка на прозрачном фоне) и желаемую картинку. Выбираем необходимую картинку, копируем и вставляем в документ. Если найти клипарт сложно, то для удаления фона выполняем следующие действия: РАБОТА С РИСУНКОМ-ПЕРЕКРАСИТЬ-УСТАНОВИТЬ ПРОЗРАЧНЫЙ ФОН.

Что бы картинка могла легко перемещаться на листе, нужно нажать на правую клавишу мыши, выбрать ФОРМАТ ОБЪЕКТА - ОБТЕКАНИЕ ТЕКСТОМ - ПЕРЕД ТЕКСТОМ.

Игра «Бабочки летают»

В поле бабочки летают,

Над цветочками порхают.

(Машем руками.)

Они крылышками машут,

Они кружатся и пляшут.

(Кружимся на месте.)

Быстро бабочки летают,

Над цветочками порхают.

(Машем руками.)

Они кружатся легко

И летают высоко.

(Кружимся, руки вверх.)

Всюду бабочки летают,

Над цветочками порхают.

(Машем руками.)

Полетали, полетали -

Крылышки у них устали.

(Трясём руками перед собой.)

В поле бабочки летели,

На цветочки они сели.

(Приседаем.)

Игра «Танец бабочек»

Звучит музыка (можно включить «Вальс цветов» П. И. Чайковского). Все дети - бабочки. Они танцуют: кружатся, машут руками, приседают. Воспитатель определяет, чей танец лучше, и объявляет победителей.

Игра «Насекомые»

Слушаем стихи и выполняем различные движения.

Бабочка летит вперёд.

Как красив её полёт!

(Машем руками, разведёнными в стороны.)

Округлив свои глаза,

Тут порхает стрекоза.

(Машем руками перед собой.)

А в густой траве кузнечик -

Прыг, прыг, прыг.

(Прыгаем на месте.)

Как зелёный человечек -

Прыг, прыг, прыг.

(Прыгаем вперёд.)

Вот по узенькой дорожке

Жук коричневый ползёт.

(Приседаем и движемся вперёд в приседе.)

У него устали ножки -

Посидит и отдохнёт.

(Останавливаемся в приседе, потом встаём.)

Игра «Кто больше?»

Дети по очереди называют насекомых, которые им известны. Например: бабочка, стрекоза, муравей, муха, божья коровка, пчела и т. д. Победителем станет тот, кто назовёт насекомое последним.

Огородные загадки

Без окон, без дверей -

Полна горница людей. (Огурец.)

Сидит дед,

Во сто шуб одет.

Кто его раздевает,

Тот слёзы проливает. (Лук.)

Сидит девица в темнице,

А коса на улице. (Морковь.)

Круглая, а не месяц.

Жёлтая, а не масло.

С хвостом, а не мышь. (Репа.)

Жёлтая курица

Под тыном дуется. (Тыква.)

Игра «Овощи и фрукты»

Воспитатель произносит названия овощей и фруктов. Если звучит название овоща, дети приседают (овощи растут на земле), а если название фрукта - встают (фрукты растут на дереве).

Игра «Приметы осени»

Послушайте стихотворение Александра Сергеевича Пушкина. О каком времени года говорится в этом стихотворении? Обоснуйте свой ответ. Перечислите приметы осени.

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора.

Игра «Деревья осенью»

Звучит музыка (можно включить «Времена года. Сентябрь» П. И. Чайковского). Все дети - деревья. У них в руках листья, вырезанные из бумаги. Они машут руками (листьями) и наклоняются, изображая, как осенью деревья качаются от ветра.

Игра «Осень»

Слушаем стихи и выполняем различные движения.

Листья падают летят.

Настоящий листопад!

(Машем руками перед собой и по сторонам.)

Листья на ветру кружатся.

(Кружимся на месте.)

Листья на траву ложатся.

(Приседаем и встаём.)

Ветер с листьями играет -

Поднимает, опускает.

(Поднимаем и опускаем руки.)

Тучка прилетает,

Листья поливает.

(Трясём кистями рук.)

Мы не будем унывать,

Всё равно пойдём гулять!

(Идём на месте.)

Игра «Листочки»

Разделить детей на две команды. В одной команде водящий играет роль берёзы, в другой - роль осины. Команды собирают с пола листья, вырезанные из цветной бумаги (одна - берёзовые, другая - осиновые), и отдают их своему водящему. В конце игры воспитатель определяет, какая команда справилась с заданием быстрее.

Колючие загадки

Слушаем загадки и стараемся их отгадать.

Что за дерево растёт?

Всё в иголках круглый год. (Ель.)

У меня длинней иголки,

Чем у ёлки.

Очень прямо я расту

В высоту. (Сосна.)

Не сосна я и не ёлка,

Но стою я вся в иголках.

А как осень придёт,

Иголок на мне

Никто не найдёт. (Лиственница.)

Игра «Чем похожи?»

1. Чем похожи ель (ёлка) и ёжик? (У ели есть иголки, хвоя. И у ёжика есть иголки.)

2. Чем похожи ель и лиственница? (Это деревья. У них есть иголки, хвоя.)

3. Чем похожи лиственница и берёза? (Это деревья. Осенью они становятся жёлтыми.)

4. Чем похожи ель и сосна? (Это хвойные деревья. Осенью и зимой они остаются зелёными.)

Игра «Ежик»

Слушаем стихи и выполняем различные движения.

Ёжик по лесу гулял.

(Идём на месте.)

Ёжик листья собирал.

(Наклоняемся вперёд.)

Ёжик лёг на правый бок,

(Наклоняемся вправо.)

И свернулся он в клубок.

(Приседаем.)

По тропинке покатился

(В приседе крутим руками перед собой.)

И назад не воротился.

(Качаем головой.)

Спать улёгся под сосной.

А проснётся он весной!

(Подставляем ладошки под щёчку и ушко.)

Игра «Отгадай животное»

Воспитатель предлагает детям вспомнить, кто живёт в лесу, и загадывает животное. Дети должны отгадать его. Побеждает тот, кто первым назовёт животное. По очереди дети задают уточняющие вопросы, которые требуют ответа «да» или «нет». Например:

Это животное серое? - Да.

Меняет цвет с наступлением зимы? - Нет.

Впадает в спячку? - Да.

С иголками? - Да.

Это ёж? - Да.

Игра «Приметы осени»

Можно объявить и провести небольшой конкурс: кто даст более точное и более полное описание осени (кто назовёт больше примет).

Послушайте стихотворение Алексея Николаевича Плещеева. О каком времени года говорится в этом стихотворении? Обоснуйте свой ответ. Какие приметы осени вы знаете? Перечислите их.

Скучная картина!

Тучи без конца,

Дождик так и льётся,

Лужи у крыльца...

Чахлая рябина

Мокнет под окном,

Смотрит деревушка

Сереньким пятном.

Что ты рано в гости,

Осень, к нам пришла?

Ещё просит сердце

Света и тепла!

Игра «Танец тучек»

Воспитатель предлагает детям представить, как в небе плывут и танцуют тучки. Звучит музыка (можно включить «Времена года. Октябрь» П. И. Чайковского). Дети, выполняя плавные, медленные движения, придумывают и показывают танец тучек.

Игра «Что лишнее?»

Воспитатель называет каждый раз по четыре предмета (или показывает картинки). Дети должны определить, что лишнее, и объяснить почему.

1. Кофта, шуба, шляпа, майка. (Шляпа. Это головной убор.)

2. Колготки, носки, сапоги, гольфы. (Сапоги. Это обувь.)

3. Шорты, шторы, брюки, джинсы. (Шторы. Это не одежда.)

5. Сандалии, ботинки, носки, сапоги. (Носки. Это не обувь.)

6. Шапка, варежки, рукавицы, перчатки. (Шапка. Это не для рук.)

7. Панама, шапка, шляпа, джинсы. (Джинсы. Это не головной убор.)

Игра «Наша одежда»

Дети называют по очереди разные предметы одежды. Например: сарафан, шорты, платье, майка, колготки, носки, юбка, жилет, комбинезон, варежки, купальник, футболка, свитер, кофта, джинсы, блузка, брюки, шуба, рубашка, пальто, гольфы, плащ, пиджак, костюм, куртка и т. д. Победит тот, кто назовёт предмет одежды последним.

Загадки про птиц

Слушаем загадки и стараемся их отгадать

Днём спит,

А ночью летает

И всех пугает. (Сова)

Желтогруда эта птичка

Как зовут её? (Синичка.)

На берёзе он сидит.

По стволу весь день стучит.

Не ворона и не грач,

А деревьев добрый врач. (Дятел.)

Ищет зёрнышки в пыли,

Подбирает крошки.

Скачет, ростом невелик,

В парке на дорожке.

Что за серый озорник

Всё кричит «чирик-чирик»? (Воробей.)

День-деньской она стрекочет,

Помолчать никак не хочет.

Любопытна, белобока.

Как зовут её? (Сорока.)

Игра «Совушка»

Воспитатель напоминает детям, что днём совушка спит, а ночью летит на охоту. Можно прочитать стихи. Когда воспитатель говорит: «День», дети прыгают, бегают. Когда он говорит: «Ночь», все должны замереть (заснуть). Шевелиться нельзя. Кто пошевелился, выходит из игры. Затем воспитатель снова говорит: «День». Игра продолжается.

В лесу темно.

Все спят давно.

Одна совушка не спит,

Во все стороны глядит.

Если кто не хочет спать,

Может совушка поймать

Загадки про тех, кто живёт в воде

Слушаем загадки и стараемся их отгадать.

У маленькой скотинки

Золотые монетки на спинке. (Рыба.)

Не солдат, а с усами.

Не кузнец, а с клещами. (Рак.)

Глаза на рогах,

А домик на спине. (Улитка.)

Прыгает по кочкам,

Скачет по болотам,

Ловит мух, и комаров,

И ещё кого-то.

Кто эта квакушка,

Зелёная подружка? (Лягушка.)

Кто прячет голову от страха?

Кто носит панцирь? (Черепаха.)

Игра «На кого похожа черепаха?»

Слушаем вопросы и стараемся на них ответить.

1. Кто тоже носит на себе свой домик? (Улитка.)

2. Кто тоже прячет голову от страха? (Страус.)

3. Кто тоже откладывает яйца? (Птицы.)

Игра «Кто лишний?»

Воспитатель произносит каждый раз по четыре названия животных (или показывает картинки). Дети должны определить, кто лишний, и объяснить почему.

1. Акула, сом, карась, крокодил. (Крокодил. Это не рыба, а остальные - рыбы.)

2. Утка, щука, гусь, лебедь. (Щука. Это рыба, а не птица.)

3. Морской конёк, ёрш, судак, морская звезда. (Морская звезда. Это не рыба, а остальные - рыбы.)

4. Окунь, лягушка, карась, щука. (Лягушка. Это не рыба, а остальные - рыбы.)

Игра «Щука и карасики»

Все дети - карасики. С помощью считалки выбирается щука. По команде щука начинает ловить карасиков. Тот, кого она поймала, выбывает из игры.

Игра «Кто так делает?»

Слушаем вопросы и стараемся на них ответить.

1. Кто осенью впадает в спячку и спит всю зиму - волк, белка, барсук или заяц? (Барсук.)

2. Кто любит есть кору деревьев - лиса, ёж, заяц или волк? (Заяц.)

3. Кто делает запасы на зиму - медведь, ёж, заяц или белка? (Белка.)

4. Кто живёт в дупле, которое сделал дятел, - ёж, заяц, белка или барсук? (Белка.)

5. Кто в лесу роет очень глубокие норы - белка, барсук, медведь или заяц? (Барсук.)

Игра «Это верно или нет?»

Воспитатель предлагает детям внимательно послушать рассказ. Условие игры: если дети услышат то, чего не может быть, они должны захлопать в ладоши и сказать: «Нет, нет, нет!»

Большой красивый барсук жил в густом лесу. У него было любимое занятие - рыть в земле глубокие норы. Осенью барсук делал для себя запасы на зиму. (Хлопаем.) Барсук прятал запасы в своём дупле. (Хлопаем.) Он забирался на дерево, чтобы нарвать орехов. (Хлопаем.) Осенью барсук сделал в своей глубокой норе мягкую подстилку из сухой травы и мха.

Когда стало холодно, барсук залез в нору и впал в спячку - уснул до весны.

Игра «Дрова»

Слушаем стихи и выполняем различные движения.

Раз, два! Раз, два!

Будем мы пилить дрова.

(Ребром ладони пилим.)

Вот так, вот так

Пилим, пилим мы дрова.

(Показываем, как пилим.)

Раз, два! Раз, два!

Рубим, рубим мы дрова.

(Показываем, как рубим.)

Раз, два! Раз, два!

Будем складывать дрова.

(Наклоняемся в стороны.)

Целый воз мы напилили,

Нарубили и сложили.

(Повторяем движения: пилим, рубим, складываем.)

Заготовили дрова,

Отдохнуть теперь пора.

(Выпрямляемся и трясём руками.)

Игра «Складываем дрова»

В качестве дров можно использовать небольшие веточки или счётные палочки. В игре участвуют две команды, каждая собирает и складывает в отведённое место свои дрова. Победит та команда, которая быстрее выполнит задание.

Загадки про воду

Слушаем загадки и стараемся их отгадать.

По небесам оравою

Бредут мешки дырявые,

И бывает иногда:

Из мешков течёт вода. (Тучи.)

С неба пришёл -

В землю ушёл. (Дождь.)

Кругом вода,

А с питьём беда. (Море.)

Воды многих рек, морей

Он в себя вбирает.

Это что за великан?

Кто названье знает? (Океан.)

Игра «Кругом вода»

Дети по очереди произносят слова, связанные с водой. Например: лужа, капля, море, океан, сосулька, речка, ручей, пруд, озеро и т. д. Победит тот, кто назовёт слово последним.

Игра «Прыгаем через лужи»

На полу - листы бумаги. Это лужи. Дети должны пройти по комнате и перепрыгнуть через все лужи. Тот, кто наступил на лужу, выходит из игры.

Лариса Малышева
Подборка дидактических игр и упражнений на тему «Осень», для детей старшего дошкольного возраста

Работая в ДОУ воспитателем по развитию речи, в мои обязанности входит кроме проведения занятий организация индивидуальной и предварительной работы. Вашему вниманию хочу предложить дидактические игры, упражения направленные на развитие связной речи, формирование лексико-грамматического строя речи и навыков словообразования у детей старшего дошкольного возраста на тему "Осень".

«Приметы осени»

Цель: уточнить представления детей об осенних приметах, активизировать словарь по теме.

Оборудование: сюжетные картинки с изображением различных времен года.

Ход: Педагог предлагает детям картинки с изображением различных сезонных явлений (идет снег, светит солнце, осенний лес, подснежники в лесу). Ребенок выбирает картинки, на которых изображены только осенние явления, называет их.

Рассматривание иллюстраций на тему «Осень»

Цель: Продолжать расширять представления детей об осени, ее признаках и явлениях, продолжать учить детей отвечать на вопросы вос-ля используя распространенные предложения.

Чтение стихотворения Ф. И. Тютчева «Есть в осени первоначальной»

Цель: Помочь детям почувствовать красоту природы в стихотворении, обогащать речь детей образными выражениями.

Беседа по прочитанному произведению И. Соколова – Микитова «Листопадничек»

Цель: Продолжать учить детей отвечать на вопросы воспитателя по прочитанному произведению, используя грамматически правильно построенные предложения.

Дид. игра «Один – много»

Цель: Продолжать учить детей согласовывать прилагательные с существительными при изменении числа.

Ход: солнечный день - солнечные дни; красивое дерево-, хмурая туча-, серое облако-, холодный дождь-, сильный ветер-, птичья стая-, глубокая лужа-, резиновый сапог-…и т. д.

Дид. игра «Шкатулка с осенними сказками»

Цель: Продолжать учить детей пользоваться предметами заместителями, как образами при составлении сказок.

Материал: шкатулка, 6-8 кружков разного цвета.

Ход: Игрок достает кружок из шкатулки, придумывает кто это или что это в сказке. После того, как игрок скажет 3-4 предложения, начинает второй игрок (продолжает сказку). Когда сказка рассказана кружки собираются в шкатулку.

Дид. игра «Скажи наоборот»

Цель: активизировать в словаре детей прилагательные с противоположным значением.

Ход:большой - маленький, умный – глупый, светлый – темный, чистый – грязный, добрый – злой, холодный – горячий, солнечный – пасмурный, новый – старый, грустный – веселый и т. д.

Дид. упр. «Подбери действие»

Цель: Продолжать активизировать в словаре детей глаголы.

Ход: Листья осенью что делают? (желтеют, опадают, летят и т. д.) Дождь осенью (идет, моросит и т. д.) Птицы осенью (улетают, готовятся и т. д.) Деревья осенью (роняют листья, засыпают и т. д.) Звери осенью (готовятся к зиме, меняют шубки и т. д.)

Знакомство с поговорками

Цель: Продолжать учить детей понимать образное значение пословиц и поговорок.

"От осени к лету поворота нету. Лето со снопами, осень с пирогами. В октябре ни на колесах, ни на полозьях. В сентябре одна ягодка, да и та горькая рябина. Осень – запасиха, зима – прибериха. Холоден сентябрь, да сыт

Дид. игра «Чьи листья»

Цель: Продолжать учить детей образовывать притяжательные прилагательные

Ход: Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки и определить лист какого дерева у него в руках. (лист тополя – тополиный, березы, ивы, рябины, дуба,клен и тд.)

Дидактические игры тема «Осень»

Дидактическая игра «Запасы зверей»

Задачи: совершенствовать умение подбирать животным соответствующую им еду, развивать внимание, память, наблюдательность.
Атрибуты: картинки зверей, картинки с изображением растений и грибов.

Ход игры: играют 2 ребёнка. По очереди берут карточку с изображением растений или грибов, называют, что это, и кладут к картинке определённого животного. Примечание: игра может быть индивидуальной.

Дидактическая игра « Какой сок?» («Какое варенье?»)

Задачи: совершенствовать умение различать и называть фрукты, учить образовывать прилагательные, развивать устную речь, внимание, память.

Атрибуты: корзина, картинки фруктов.

Ход игры: дети по очереди берут картинку из корзинки, называют изображённый фрукт и говорят, как будет называться сок (или варенье) из этого фрукта. Например:«Это яблоко — яблочный сок».

Дидактическая игра « С какого дерева лист? »

Задачи: совершенствоватьумение дифференцировать, деревья по их стволам и листьям, развивать внимание,наблюдательность,память,воображение.

Атрибуты: нарисованные на отдельных листах стволы трёх разных деревьев,осенние листья этих деревьев.

Ход игры: листья россыпью лежат вокруг рисунков стволов деревьев. Дети должны разложить листья на своё дерево
Примечание:игра может проводиться в групповой и индивидуальной форме.

Дидактическая игра « Какой лист?»

Задачи: совершенствовать знания различать листья трёх деревьев, учить образовывать прилагательные,развивать устную речь,внимание,память.

Атрибуты: корзинка,осенние листья.

Ход игры: дети сидят по кругу и передают друг другу корзинку. По очереди достают листок, говорят, с какого он дерева и образуют прилагательное. Например: это лист с берёзы- берёзовый лист.

Дидактическая игра « Парные картинки»

Задачи: учить соотносить пары картинок по принципу «целое и его часть», развивать логическое мышление, внимание, наблюдательность, устную речь.

Атрибуты:набор парных картинок на осеннюю тематику, где в каждой паре картинок на одной нарисовано целое изображение, а на другой его отдельная часть в виде отдельного предмета (например: птица на осенней ветке — осенняя ветка).

Ход игры: играют 2 ребёнка, у одного набор картинок с целым изображением, у второго-картинки с отдельными предметами. Один ребёнок берёт любую свою карточку,а другой должен подобрать ей парную,объясняя свой выбор. Потом второйвыкладывает свою картинку, а уже первый ребёнок подбирает ей пару.Примечание:игра может быть индивидуальной.

Дидактическая игра «Хлопай в ладоши»

Задачи: закреплять умение на слух воспринимать названия овощей и фруктов,находить их на картинках, развивать слуховое внимани.,

Атрибуты: предметные картинки по теме.

Ход игры: читается стихотворение, дети должны запомнить и назвать овощи (или фрукты, или ягоды, или грибы в зависимости от темы), которые упоминались в стихотворении, и показать или выложить картинки с ихизображением. Когда читается стихотворение во второй раз, детихлопают в ладоши, если услышат название овоща (фрукта, ягоды, грибы).

Дидактическая игра. ОСЕНЬ . «Что бывает осенью?»

Цель: закрепить понятие об осенних явлениях, активизация словаря по теме.

Оборудование: сюжетные картинки с изображением различных времен года.

Ход. На столе вперемешку лежат картинки с изображением различных сезонных явлений (идет снег, цветущий луг, осенний лес, скворец у скворечника и т. д.). Ребенок выбирает картинки, на которых изображены только осенние явления и сам или с помощью взрослого называет их. Пример. Солнышко прячется за тучи. Идет дождь. Листья на деревьях желтые и красные. Птицы улетают на юг. Животные готовят запасы на зиму. Люди надевают пальто и плащи и т. д

«Осенние листья» (лото)

Цель: расширить словарь по теме «Осень. Деревья», научить правильно употреблять существительные в родительном падеже.

Оборудование: осенние листья березы, дуба, клена и липы, наклеенные на одну большую карточку, и на отдельные карточки.Ход. Игра проводится после знакомства с осенними листьями на прогулке. Перед ребенком лежит большая карточка. Рядом сложены в стопку маленькие. Он берет одну маленькую карточку и определяет, лист какого дерева у него оказался: «Это лист клена» и т. п. Затем ищет такой же лист на большой карточке и накладывает на него маленькую. Неговорящего ребенка просят найти и показать лист клена, березы и т. д.

Дидактическая игра «Назови ласково»

Цель: учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Оборудование: предметные картинки с изображением овощей большого и маленького размера.

Ход. Взрослый показывает ребенку картинку с изображением какого-либо большого овоща, например, помидора и спрашивает, как он называется. Затем объясняет: «Этот помидор большой. А как ты назовешь ласково маленький такой же овощ?» Демонстрирует картинку (помидорчик.) Аналогично рассматриваются другие овощи (огурец - огурчик, репа - репка, морковь - морковочка, лук - лучок, картошка - картошечка). Неговорящего ребенка просят: «Покажи помидор. А теперь покажи помидорчик».«Какой овощ пропустили?»

Дидактическая игра "Поваренок "
Цель: активизация словаря по теме, обучение правильному употреблению существительных в винительном падеже.
Оборудование: картинки с изображением овощей или натуральные овощи.
Ход. Взрослый просит ребенка «приготовить» для него угощение (щи или салат). Ребенок выбирает нужные овощи для блюда, называет их. Затем объясняет, как он будет готовить это «угощение» (брать, мыть, чистить, резать, варить).

Дидактическая игра «Загадки Зайца» Цель: научить определять предмет по его признакам, активизировать словарь по теме.

Оборудование: игрушка «Заяц», мешочек, натуральные овощи или муляжи.

Ход: Взрослый объясняет ребенку что зайчик хочет с ним поиграть, загадать загадки: «Зайка нащупает какой-нибудь овощ в мешке и расскажет тебе про него, а ты должен догадаться, что это». Зайкины загадки: «Длинная, красная (морковь). Зеленый, длинный (огурец). Круглый, красный (помидор)» и т. п.