Риторическая фигура. §2.3.4

РИТОРИ́ЧЕСКИЕ ФИГУ́РЫ - стилистические обороты, цель которых состоит в усилении выразительности речи. В России правила литературной стилистики в широком ее понимании были описаны в «Риторике» М. Ломоносова, который считал употребление Р. ф. признаком высокого стиля. Различают фигуры мысли и фигуры слова.

ФИГУРЫ МЫСЛИ.

1) Риторический вопрос – вопрос, не требующий ответа, служит для эмоционального утверждения или отрицания чего либо:

Куда ты скачешь, гордый конь, И где опустишь ты копыта?

(А. Пушкин)

Советская Россия, Родная наша мать! Каким высоким словом Мне подвиг твой назвать? Какой высокой славой Венчать твои дела? Какой измерить мерой Что ты перенесла?..

(М. Исаковский)

Знакомые тучи! Как вы живете? Кому вы намерены Нынче грозить?

(М. Светлов)

2) Риторическое восклицание – псевдообращение, часто отсутствующему лицу, исторической личности, неодушевленному предмету:

Какое лето, что за лето! Да это просто колдовство.

(Ф. Тютчев)

Как были те выходы в степь хороши! Безбрежная степь, как марина.

(Б. Пастернак)

Ветры мои, ветры, вы буйные ветры! Не можете ли, ветры, горы раскачати? Гусли мои, гусли, звончатые гусли! Не можете ли вы, гусли, вдову взвеселити?

(Русская народная песня)

3) Риторическая поправка – специальный прием, когда сначала идет как бы оговорка, а потом важное уточнение.

ФИГУРЫ СЛОВА

    Антитеза – резкое выделенное противопоставление свойств и утверждений:

«кто был ничем, тот станет всем».

    Повторы:

    анафора – повтор в начале предложения

Последняя тучи рассеянной бури,

Одна ты несешься по ясной лазури,

Одна ты наводишь унылую тень,

Одна ты печалишь ликующий день.

(А.С. Пушкин )

    эпифора – повтор в конце фразы; обычно используется как средство выделения основного смысла фразы или периода и создает параллелизм выражений, делая ремой такое ключевое слово.

    симплока – повторы и в начале, и в конце фразы.

Повторы бывают звуковыми:

    ассонанс – повтор гласных

    аллитерация – повтор согласных

    Инверсия – намеренное нарушение порядка слов:

    Градация – расположение синонимов в порядке возрастания или убывания какого-либо признака:

    Хиазм – части двух предложений распологаются в обратной последовательности.

    Эллипсис – пропуск слова или предложения.

“И он подумал: “Время было,

И я, как ты, младенец милый,

Был чист, на небеса смотрел,

Как ты, молиться им умел

И к мирной алтаря святыне

Спокойно подходил... а ныне...?

И голову потупил он.”..

В. А. Жуковский

    Оксюморон – сочетание несочетаемого

«горячий лёд», «далекое близкое», «живые мертвецы» и т. п.

    Полисиндетон – многосоюзие

    Асиндетон – бессоюзие

Бессоюзие повышает самостоятельное значение каждого присоединенного элемента (слова, словосочетания, предложения), создавая смысловые паузы, одновременно подчеркивает их смысловой параллелизм, поэтому при бессоюзии сопоставляемые элементы обыкновенно строятся подобно.

B нижеследующем примере смысловое ударение падает на начальные слова каждого из предложений, кроме последнего, и эти начальные слова образуют самостоятельную смысловую связь.

“Пробил последний час фашистской Германии.

Разбита и сокрушена сила ее.

B прах повержена Германия.

Знамя победы развивается над вражьей страной.

Слава и благодарение Богу!”

Алексий I, патриарх Московский и всея Руси.

    Силлепс – соединение элементов текста, которые по сути своей не объединяются. Силлепсис - явление, характерное для разговорной речи:

“Это вот возьму и это возьму... две сменки, да... И еще рубаху, расхожую, и причащальную возьму, а ту на дорогу, про запас. А тут, значит, у меня сухарики... - пошумливает он мешочком, - с чайком попить - пососать, дорога-то дальняя.”

И. С. Шмелев.

В качестве риторической фигуры силлепсис используется достаточно часто, но в современной речи, особенно в некоторых авторских стилях, он настолько распространен, что не всегда воспринимается как фигура.

    Апосиопеза - недоговоренность

Тропы - употребление слова или выражения в переносном значении, способ показать явление с новой, неожиданной стороны. В основе всех тропов лежит сравнение: зрительные, слуховые образы, образы, основанные на тактильных ощущениях. Важно, что в сознании адресата и говорящего одновременно присутствуют два смысла, два значения такого слова – прямое и переносное. Это метафора, метонимия, ирония. Образное, переносное употребление слова или выражения никогда не оставит адресата равнодушным. Риторические тропы обеспечивают реализацию третьего законов риторики – закона эмоциональности речи. Тропы дают возможность слушателю получить удовольствие от обращенной к нему речи, а говорящему вовлечь адресата в совместное размышление. Таким образом, они служат выполнению и четвертого закона риторики – закона удовольствия. Как заметил знаменитый римский ритор Квинтилиан: «Кто охотно слушает, тот лучше понимает и легче верит».

Метафора - один из способов переноса наименования слова в языке и речи. Осуществляется за счет переноса названия с одного предмета на другой на основе внешнего или внутреннего сходства.

Пример: «Из показаний свидетелей и потерпевших, данных ими на следствии и в суде, встает леденящая душу картина преступного разгула боевиков» (В. Устинов). Как видим, в основе метафорического переноса лежит скрытое сравнение. Леденящая душу картина и леденящая мерзлота Севера. Метафорическое значение слова в толковых словарях обычно сопровождается пометой «перен.». «Мотивы, по которым оно [судебное дело] возвращалось на новое расследование, весь ход настоящего процесса, где в третий раз самым тщательным образом вновь исследованы все обстоятельства дела, наглядно убеждают, с какой большой ответственностью подходит суд к исполнению своего высокого долга» (В. Постаногов).

Высокий. 1. Большой по протяженности снизу вверх или далеко расположенный в таком направлении (высокая гора, высокий дом). 2. перен. Выдающийся по своему значению, очень важный, почетный. Данная метафора характерна для книжного стиля: высокий долг, высокая награда.

Метонимия - один из способов переноса наименования слова в языке и речи. Заключается в употреблении одного слова вместо другого на основе близости, смежности во времени или пространстве, исходя из причинно-следственных связей, которые установились между явлениями, событиями, фактами.

Например, изделия из серебра (ложки, вилки, посуду) мы называем серебром: Я купил столовое серебро (купил не сам драгоценный металл серовато-белого цвета с блеском, а изделия из него). Здесь мы видим метонимию в том, что предмет (серебро) обозначен по материалу, из которого он сделан (серебро). «Семья Александровых представляла собой большой дружный дом...» (В. Викторович). Дом здесь употребляется в смысле позитивных отношений внутри семьи.


Каламбур - игра слов. «Да, перед нами убийственная неправда, но нет убийства» (Ф. Плевако). Обычно предполагает иронический контекст: Если человек большого ума задумает сделать глупость, то сделает такую, какой все дураки не выдумают. Оксюморон - сочетание несочетаемых слов, принадлежащих к разным частям речи: публичное одиночество. Часто встречается в авторских текстах: «Живой труп» (Л. Толстой), «Мертвые души» (Н. Гоголь), «Горячий снег» (Ю. Бондарев). «Неважно, что «старый Новый год» встречают не десятого, а тринадцатого января» (Л. Соколова). В современной юридической речи появился оксюморон дружественное поглощение (предприятий, фирм, компаний). Антитезой к нему является выражение недружественное поглощение.

Олицетворение - наделение неживого предмета явлениями, свойствами живого, одушевленного существа. Часто встречается в публицистическом стиле речи.

«В преступнике проснулась совесть. Да, этого момента мы ждали долго» (из газет). Сравните: Люди проснулись. «Верю, что в деле Теркина голос сомнений в его виновности не может умолкнуть, а этого достаточно для того, чтобы он был оправдан» (Я. Киселев).

Перифраза - замена оборотом речи отдельного слова с целью большей выразительности. Блюститель закона - судья. Третий Рим - Москва. Использование перифраз характерно для официально- делового стиля: денежные средства (деньги)

Аллегория - употребление слов и выражений в переносном (ал- легорическом) смысле: огнеборцы (пожарные). Аллегория всегда требует разъяснения.

Например, советский адвокат В. Викторович свою защитительную речь увенчал такой аллегорией: «В 1951 году в журнале «Новый мир» были опубликованы незаслуженно забытые «Записки судьи» Шалагинова. Замечательно поэтично и образно сумел автор сказать о нашем суде.

Он сравнивает судью с шагающим по лесу лесоводом, влюбленным в жизнь, в лес, в каждое деревцо. Ничто не ускользает от его проницательного взгляда. Вот старый, трухлявый пень, который надо выкорчевать, здесь сухая ветка, которая калечит дерево, вон сорняки, от которых надо освободить молодую поросль, закрывающие над ней чистое, ясное небо. А вот, говорит он, «пошатнувшееся деревцо. Оно требует твердой участливой руки - надо поставить подпорку, присыпать свежей землей оголившиеся корни...»

«Пошатнувшееся деревцо», требующее «твердой участливой руки...» - не нахожу более выразительных слов, которыми можно было бы определить задачи правосудия в этом деле».

Сравнение - этот троп является прообразом метафоры. «Не бойтесь прислушаться порой и к бреду больной: разрушенный человеческий организм, как старые руины древнего храма, своими останками иногда красноречивее свидетельствует об истине, чем живые и здоровые люди» (Ф. Плевако). В основе сравнения лежит прием аналогии и сопоставления природных, социальных и других явлений. «Настоящее дело похоже на палку, которая имеет два конца» (В. Спасович).

Эпитеты - стилистическая фигура речи. Яркие, запоминающиеся определения в тексте несут в себе информационную функцию, сообщают, доносят до читателя авторский смысл высказывания. «Но при всех условиях доказательства не должны быть нелепыми, обвинение - несообразным, а приговор - непоследовательным, опровергающим сам себя» (Г. Резник).

Риторическая фигура речи означает оборот речи и является особой формой синтаксической конструкции, с помощью которой усиливается выразительность речи. Уместно процитировать П.Сергеича, который сказал: «Во всяком практическом рассуждении важно не только то, что сказано. Но и как сказано. Риторика указывает некоторые искусственные приемы усиления мыслей с помощью формы их изложения». Рассмотрим такие фигуры речи, необходимость использования которых очевидна, Они встречаются сейчас в почти любой публичной речи, а у образованных собеседников - в любом разговоре; эффективны и просты в использовании.

Выделим несколько групп риторических фигур. Первая группа фигур в которых структура фразы определяется соотношением значения слов в ней. Это антитеза, градация и инверсия.

Антитеза - совмещение в одном контексте слов с разным значе-нием. «Настолько смягчится участь солдат, настолько отягчится участь офицера» (В. Спасович). Часто используется в заглавиях различных текстов: «Теория и практика» (К. Победоносцев), «Рассудок и чувство» (П. Сергеич), «Слово живое и мертвое» (Н. Галь). «В единстве мы устоим. Без единства – мы падем. Без единства –возврат к мрачному средневековью неминуем. В единстве – мы можем спасти мир и указать ему верный путь» (У.Черчилль). Антитеза помогает автору четче выразить его главную мысль. Например, советский адвокат Я. Киселев так закончил защитительное выступление: «Голос уверенности звучит громко и властно. Тих и нетороплив голос сомнений. Но пока не затихнет голос сомнений, не может зазвучать голос уверенности». В основе антитеза – пара антонимов, языковых или контекстных. Антитеза- форма, в которую облекаются афористические суждения. Противопоставление занимает важную позицию в ряду уже упоминавшихся общих мест. Эта фигура помогает развить мысль о предмете, не утомляет слушателя, а главное – употребима всегда и везде, так как соответствует вечным противоречиям жизни: жизнь и смерть, радость и печаль.

Градация - усиливает впечатление за счет постепенного изменения (нарастания или убывания) значения слова или словосочетания. Здесь речь идет о степни экспрессивности или выразительности выражения слова, фразы.

Градация может быть восходящей и нисходящей. Чаще встречается восходящая градация, когда каждое последующее слово усиливает предыдущее. Именно так расположил фразы в своем обращении к суду Ф.Н. Плевако («Дело об убийстве присяжного поверенного Старосельского»): «Ваша роль иная: ваше слово - последнее слово по существу, слово, переходящее в жизнь, как слово свободы или смерти заживо. Ваше решающее слово - высший акт справедливости и правосудия; его не ждет критика, и поэтому оно должно быть обставлено всеми возможными условиями, обеспечивающими его истинность».

Нисходящая градация, наоборот, показывает убывание, понижение слов в предложении. «Преступно лишить человека свободы на день, на час, на минуту, но отцовская мера против непокорного не подлежит осуждению» (Ф. Плевако).

Инверсия - Это непрямой, обратный, порядок слов в предложении. Прямым порядком слов называют обычный, наиболее употребительный, обратный – менее употребительный. Пошли в поле – прямой; в поле пошли – обратный. Изменяя порядок слов в предложении, мы изменяем смысл высказывания.

Используют инверсию для того, чтобы обратить внимание на главное, ключевое, слово в высказывании. Оно может стоять как в начале, так и в конце фразы. «Завершился многодневный и трудный этап судебного следствия» (В. Устинов). Прямой порядок слов был бы такой: Многодневный и трудный этап судебного следствия завершился. «Он был таким необыкновенным, этот рассказ. (В. Викторович). Соответственно: Этот рассказ был таким необыкновенным.

Вторая группа фигур речи представляет собой такие риторические фигуры, которые облегчают слушание, понимание и запоминание речи. Это фигуры: повтор, параллелизм и период.

Повтор как риторический прием это повторение темы, повторение общего тезиса речи, повторение ключевых слов. Более того, повтор создает ритм речи, делает ее в определенном смысле музыкальной, а значит легкой для усвоения. Слушающий уже настраивается на определенную модель фразы, пониает, что ему ждать. К таким повторам относятся анафора и эпифора.

Анафора - единоначатие. Слова в предложении начинаются с одного и того же слова, словосочетания. Этим достигается своеобразный параллелизм в структуре речи, ее особая логичность:

«Когда они [бандиты] в масках и без масок хватали на улице детей, женщин и стариков. Били их прикладами, стреляли для острастки поверх голов и непосредственно в людей.

Когда они взламывали двери, врывались в дома и квартиры, вы-таскивали оттуда испуганных граждан.

Когда они стреляли через дверь, не зная, кто за дверью: ребенок, женщина или старик?» (В. Устинов).

Эпифора – повтор заключительных элементов фразы. «Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник?» (Н.В.Гоголь).

Параллелизм - это одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи, сопоставляет или противопоставляет явления: Молодым везде у нас дорога, старикам везде у нас почет (Л.-К.). Туча по небу идет, бочка по морю плывет. Период – это особое построение фразы. Периодически организованное предложение состоит из двух частей: восходящей и нисходящей по интонации. Их разделяет кульминация – высшая точка подъема в движении как смысла. Так и голоса. Эта точка отмечена паузой. Начало и завершение фразы произносится спокойно. «Когда нам говорят о великом преступлении…; когда нам кажется. что оно было направлено против целой семьи…; когда жертва его- слабая девушка…; каждый из нас, возмущенный становится на сторону обиженных» (П.Сергеич).; введение в текст вымышленной речи – собственно оратора или чужой.

Многосоюзие - это стилистическая фигура, состоящая в намеренном использовании повторяющихся союзов для логического и интонационного подчеркивания соединяемых союзами членов предложения, для усиления выразительности речи: Тонкий дождь сеялся и на леса, и на поля, и на широкий Днепр (Гоголь). Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал, и светился, и уходил куда-то в бесконечность. (Короленко).

Бессоюзие - это стилистическая фигура, состоящая в намеренном пропуске союзов между членами предложения или предложениями. Придает высказыванию стремительность, насыщенность впечатлениями в пределах общей картины: Ночь, улица, фонарь, аптека, бессмысленный и тусклый свет.(А.Блок).

Третья группа – это те риторические формы, которые используются как приемы диалогизации монологической речи, а следовательно, привлекают внимание адресата. Это фигуры риторического обращения; Риторического восклицания; риторического вопроса, одобрения; умаления. Сюда можно отнести иронию, намек.

Более подробно эти риторические фигуры будут рассмотрены в главе «Основы публичного выступления».

Риторический вопрос - стилистическая фигура, являющаяся по форме вопросительным предложением. «Но разве это истинная, на-стоящая свобода?» (К. Победоносцев). Такая фраза не предполагает ответа. Эмоционально воздействуя на слушателя, риторический вопрос уже содержит и ответ: «Нет, это не истинная, не настоящая свобода».

Ирония - лукавое иносказание. Слова и фразы располагаются таким образом, что ставится под со- мнение серьезность того, о чем сообщается в тексте.

Адвокат Г. Резник иронизирует по поводу компетентности экспертов: «Что и говорить: ценнейшая информация, которую, как посчитал суд, шпион Пасько собирался передать врагам - японским журналистам?! Можно было бы посмеяться над специалистами по гостайне, если на основе их диких заключений люди не отправлялись за решетку».

| « То были дни, когда прусский милитаризм, говоря его собственными словами, «прорубал себе путь через маленькую, слабую соседнюю страну (Бельгия), чей нейтралитет и независимость немцы клялись не только уважать, но и защищать. Но, может быть, мы ошибаемся, может быть нам изменяет память? Доктор Геббельс со своим аппаратом пропаганды по-своему излагает события, происходившие двадцать пять лет назад. Послушать их, так можно подумать что это Бельгия вторглась в Германию. Жили себе эти мирные пруссаки, собирая свои урожаи, как вдруг злая Бельгия, по наущению Англии и евреев, напала на них. И конечно же, она захватила бы Берлин, если бы на помощь не подоспел ефрейтор Адольф Гитлер, все повернувший по-другому. На этом басня не кончается. …» (У.Черчилль).

Фразеологические единицы - устойчивые обороты в языке и речи. Употребляются в переносном значении. Например, в своих речах А.Ф. Кони неоднократно использовал обороты: средь бела дня, бог знает, концы в воду, всплыть на поверхность, нечистый на руку, свести концы с концами, сживать со свету и др. Создают особую образность судебной речи: рвать на себе волосы, умывать руки, делать из мухи слона и т.д.

Вообще различают две формы речевого воздействия:

o прямая форма речевого воздействия;

o косвенная форма речевого воздействия.

В современной лингвистике и философии языка различия между ними выражается в выборе прямых или косвенных речевых актов.

В последнее время косвенные формы коммуникации привлекают к себе все большее внимание исследователей. В частности высказываются мнения о том, что:

"... человек обращается к прямой коммуникации только в случае, когда средства непрямой коммуникации оказываются менее эффективными и экономичными для достижения коммуникативных целей" 1.

Выбор прямой или косвенной формы воздействия предполагает учет двух основных проблем: проблемы искренности и проблемы эффективности высказывания.

Прямая форма речевого воздействия - это такое использование оратором языковых выражений, если он имеет в виду только их буквальное значение, только то, что он говорит.

Прямая форма речевого воздействия является открытой тактикой. Пользуясь ею, оратор непосредственно сообщает аудитории то, что он имеет в виду. Соответственно, такая форма воздействия является точной, последовательной и согласуется с критерием искренности. С другой стороны, следует иметь в виду, что связь между словом и предметом является произвольным.

Для аудитории восприятие подобной речевой формы не вызывает особых затруднений. Слушателям не приходится угадывать то, что имел в виду оратор, и думать, верно они поняли его.

Использование прямой формы речевого воздействия предусматривает иерархически структурированную коммуникацию. При этом более высокий уровень иерархии занимает оратор. Именно при таких условиях он может рассчитывать на эффективность своей речи, которая обеспечивается в основном конвенционный характером ситуации общения. Как правило, для каждой ситуации существует одна прямая форма речевого воздействия. Подобную модель взаимодействия оратора и аудитории называют вертикальной.

Косвенная форма речевого воздействия - это такое использование оратором языковых выражений, если он имеет в виду не только то, что он говорит, но и нечто большее.

Аудитории предлагается самой установить, что кроется в этом "больше, чем буквальное значение". Косвенная форма речевого воздействия является скрытой тактикой. Оратор "говорит не то, что он говорит", то есть открыто не провозглашает аудитории, он имеет в виду.

Соответственно, такая форма воздействия не согласуется с критерием искренности. Следует отметить, что несогласованность с критерием искренности вовсе не означает, что оратор говорит неправду. Он сознательно выбирает такие способы выражения, которые в принципе дают возможность аудитории воспринять то значение речи, скрытое за косвенной форме. Поэтому интерпретация косвенной формы коммуникации предполагает дополнительные усилия со стороны слушателей. В принципе существует опасность того, что аудитория поймет оратора не так, как ему бы хотелось.

Косвенная форма речевого воздействия задает, по сути, множественность способов восприятия речи. Таким образом слушатель присоединяет к произнесенного оратором того смысла, который актуален для самого слушателя. Эффективность непрямой коммуникации как раз и проявляется в этой свободе аудитории. Подобную модель взаимодействия оратора со слушателями называют горизонтальной.

Косвенная форма воздействия обеспечивается использованием в речи определенных средств выразительности, которыми являются риторические фигуры. С другой стороны, как уже отмечалось выше, риторические фигуры создают красоту речи.

Риторические фигуры

Риторические фигуры еще со времен Античности принято делить на две большие группы:

o собственно фигуры;

o тропы.

Основой такого разделения является минимальный объект преобразования, изменения. В фигурах объектом изменения являются предложения или большая единица речи. В тропах объектом изменения есть слово или словосочетание.

Чаще всего риторические фигуры и тропы определяются как отклонение от обычного способа выражения, установленного нормами данного языка. Однако такое определение вряд ли можно считать приемлемым, поскольку тогда очень трудно различить "риторичность" языка и "порчи" языка. Поэтому подобное определение пытались уточнить следующим образом: риторические фигуры составляют собой отклонения от стандартов с целью достижения эстетического эффекта. Что же касается той концепции риторики, которая предлагается в данном руководстве, то согласно ей красота не является определяющей чертой ораторских речей. Главным остается убедительность, эффективность, влияние выступления оратора. Учитывая это, риторические фигуры и тропы рассматриваться прежде всего как средства выразительности, которые призваны, с одной стороны, продемонстрировать чувство оратора, а с другой - вызывать нужные чувства в аудитории.

Риторические фигуры (лат. "Figura" - образ, вид) - это приемы выразительности, реализуемые на уровне предложения или единицы, превышающей предложения.

Наиболее распространенной фигурой является риторический вопрос.

Риторический вопрос - это высказывание в виде вопроса, которое не требует ответа в отличие от обычного.

Оно используется оратором основном в устных выступлениях для подчеркивания необычности ситуации, накала чувств, привлечения внимания слушателей к определенному предмету. Как правило, риторические вопросы ставят в двух случаях:

o Во-первых, когда ответ очевиден, известная аудитории. Оратору нужно только ее актуализировать для восприятия слушателями. Например:

Вы не заставите человека быть культурным, если не пробудет в ней потребность к культуре. Станет ли она есть, если не голодна? Будет искать, где теплее, если ей не холодно? Или захочет она каких-то изменений, если она всем довольна?

o Во-вторых, когда ответ на вопрос никто не знает или ее вообще не существует. Оратору нужно подчеркнуть необычность определенной ситуации. Например:

Кто виноват? Что делать? и тому подобное.

Как отмечалось выше, фигур существует очень много. Однако их можно свести в целом к такому приему, который называется "синтаксическое преобразование".

"Синтаксическое преобразования" - это такой прием, суть которого заключается в выборе нужного оратору порядка слов в предложениях.

Как пишет P. М. Блакар, наиболее ярко эффект воздействия грамматической формы проявляется при сопоставлении активной и пассивной формы построения высказываний. Выбор той или иной формы приводит к тому, что у слушателей состоит разные представления о причинных отношение, о том, кто является агентом определенных действий. P. М. Блакар приводит такой пример:

"1) The police took in the demonstrators" Полиция захватила демонстрантов "и 2) The demonstrators were taken in by the police" Демонстранты были захвачены полицией ". Здесь грамматические формы в скрытом виде, но весьма искусно прямо указывают на различные контексты. В примере 1 полиция действует более или менее активно (полиция провела акцию, полиция вела наступление). В примере 2, наоборот, кажется, имеется в виду, что демонстранты вели себя таким образом, что полиция была вынуждена принять меры (демонстранты действовали, демонстранты вели себя вызывающе) "1.

Прием синтаксического преобразования реализуется через три группы фигур:

o фигуры сокращения;

o фигуры добавления;

o фигуры расположения.

Фигуры сокращения подразделяют на:

o собственно фигуры сокращения;

o фигуры уменьшения.

Фигуры сокращение - это риторические фигуры, суть которых заключается в пропускании каких элементов речи.

К ним относятся: апосиопеза, бессоюзие, эллипсис и тому подобное.

Апосиопеза (греч. Aposiopesis - "молчание") - это фигура "замалчивания", когда оратор сознательно не до конца выражает мнение, рассчитывая на то, что слушатели сами догадаются, о чем он хотел сообщить.

В письменных речах такая фигура в основном выражается через три точки и довольно широко применяется в заголовках. Например:

"Я бы мог сказать вам всю правду, но...".

Бессоюзие (греч. Asyndeton - "безсполучення") - это фигура сокращения, означает пропуск союзов.

Примером может быть известное высказывание Г. Ю. Цезаря: "Пришел, увидел, победил".

Эллипсис (греч. Elleipsis - "пробел") - это фигура сокращения, означает пропуск какого члена предложения, который можно восстановить из контекста.

Достаточно часто в подобных конструкциях "выпадает" сказуемое, хотя это могут быть и другие члены предложения. Например, высказывание У. Черчилля:

"В каждом кризисе кайзер подходил. В поражении - убежал, у революцию - отрекся; в изгнании - заново женился".

Фигуры уменьшение - это риторические фигуры, суть которых заключается в отсечении от предмета каких частей.

К ним относится прежде всего литота.

Литота (греч. Litotes - "простота", "скромность") - это умышленное уменьшение качества, значимости определенного предмета.

Например:

Пирожное такое маленькое, что нечего есть. Эта женщина неплохой красоты.

Фигуры добавления подразделяют на:

o собственно фигуры добавления;

o фигуры увеличения.

Фигуры добавления - это риторические фигуры, суть которых заключается в повторе каких элементов речи.

К ним относятся: анафора, эпифора, гомеотелевтон, киклос, хиазм и тому подобное.

Анафора (греч. Anapherein - "нести вверх") - это фигура добавления, которая заключается в повторе начальных частей смежных предложений.

Например:

Lipton: лучше в чае, лучше во мне.

Кроме того, анафора довольно часто употребляется в обращениях оратора к аудитории. В таких случаях лучше применять этот прием три раза. Например:

Дорогие соотечественники! Дорога граждане! Дорогой народ!

Эпифора (греч. Epipherein - "нести после") - это фигура добавления, которая заключается в повторе конечных частей смежных предложений.

Например:

Гомеотелевтон (греч. Homeo - напоминающий и telos - окончание) - это фигура добавления, заключающийся в первоначальном рифмовке, звуковом повторе отдельных частей слов в предложении.

На сегодняшний день это средство выразительности достаточно часто применяют в рекламе. Например:

Здоровая мама - здоровый и дитя.

Это знает и кенгуренка.

Я стала еще больше, и это так прекрасно! Еще 100 мл во мне бесплатно!

Киклос (греч. Kyklos - круг) - это фигура добавления, которая заключается в повторе начала и конечности предложения.

Например:

Есть что-то выше нас, я не знаю что, но оно есть.

Хиазмы (греч. Chiasmos - "пересечения") - это фигура добавления, что состоит в "крестообразном" сочетании элементов предложения.

В условиях такого сочетания друг другу соответствуют первый и четвертый элементы и второй и третий (как правило, третий член автоматически привлекает к себе внимание, поэтому на него делается основной акцент). Например:

Жить - хорошо, а прекрасно жить - еще лучше.

Фигуры увеличение - это риторические фигуры, суть которых заключается в предоставлении предмета тех элементов, которых он не содержит.

К ним относится прежде всего гипербола.

Гипербола (греч. Hyperbole - "бросание сверху") - это намеренное преувеличение качества, значимости определенного предмета.

Например:

Я слышал, как ваш сын отвечал на экзамене: это была научная симфония!

Я пойду за тобой на край света.

Фигуры расположения - это риторические фигуры, суть которых заключается в необычном расположении элементов речи.

К ним относятся: инверсия, паратеза, парцелляция и тому подобное.

Инверсия (лат. Inversio - перестановка) - это фигура расположения, что означает использование необычного порядка слов в предложении.

Чаще всего в подобных конструкциях заранее выносится то, на чем оратор акцентирует внимание. Сравните, например, такие высказывания:

На такую альтернативу мы никогда не согласимся! Мы никогда не согласимся на такую альтернативу

Паратеза (греч. Parathesis - приложение) - это фигура расположения, что означает вставку в завершенную синтаксическую структуру определенных элементов для закрепления именно то значение, которое оратор желает донести до аудитории.

В качестве таких элементов могут выступать другие предложения, словосочетания, слова. Достаточно часто в завершенную конструкцию вносится риторический вопрос. Например:

"Когда нас расстилает сеть ногам, то восхваляют нашу российскую гостеприимство, когда нас ругают - а когда нас не ругают? - О нас говорят, что единую хорошую нашу черту - гостеприимство - мы разделяем с племенами, которые стоят на низшей ступени культуры" (А. Ф. Кони).

Парцелляция (лат. Parcellatio -разделение на части) - это фигура расположения, что означает расчленение предложения с вынесением за его пределы тех элементов, которые усиливают основную мысль.

Например:

"Я устал, потому что жизнь непрерывно и неумолимо идет на меня, как волна на берег. Не только собственное, но и чужое" (М. Коцюбинский).

Приведенный перечень риторических фигур далеко не исчерпывает их разнообразие. Тем более, что с развитием речи появляются новые фигуры, некоторые уходят в прошлое, а некоторые переживают "второе рождение".

Окраску.

Фигуры речи служат для передачи настроения или усиления эффекта от фразы, что повсеместно используется в художественных целях как в поэзии , так и в прозе .

Античные риторы рассматривали риторические фигуры как некие отклонения речи от естественной нормы, «обыденной и простой формы», некое искусственное её украшение. Современный взгляд, напротив, исходит скорее из того, что фигуры - естественная и неотъемлемая часть человеческой речи.

Среди фигур речи со времён античности выделяют тропы (употребление слов в переносном смысле) и фигуры в узком смысле слова (приёмы сочетания слов) - хотя проблема четкого определения и разграничения того и другого всегда оставалась открытой.

История изучения

Древнегреческий философ и оратор Горгий (V век до н. э.) настолько прославился новаторским использованием в своих речах риторических фигур, что на долгое время они получили название «горгианские фигуры».

Вслед за Квинтилианом фигуры (по преимуществу фигуры слова) подразделяли на четыре группы («Quadripartita ratio »), выделяя фигуры, образованные путём: прибавления (adiectio ), убавления (detractio ), замены (immutatio ), перестановки (transmutatio ).

Некоторые распространённые фигуры речи в традиционной классификации:

Согласно концепции В. П. Москвина, фигуры систематизируются по их соотношению с теми качествами речи, реализации которых они служат. Качества речи представляют собой параметры её оценки с точки зрения нормы. Все качества речи подразделяются по отношению к норме на два типа: 1. Положительные: благозвучие, богатство, изобразительность, краткость, логичность, однозначность, правдоподобие, правильность, разнообразие, точность, уместность, ясность. Существуют средства, предназначенные для создания положительных качеств речи: так, приёмы ухода от тавтологических повторов (местоименная замена, синонимическая замена, перифразирование и др.) создают разнообразие речи. 2. Отрицательные: алогизм, двусмысленность, неблагозвучие, неправдоподобие, неправильность, неточность, неясность, однообразие. Отрицательные качества речи могут быть: а) случайными, такие качества речи расцениваются как ошибки; б) нарочитыми: существуют классы приёмов построения нарочито алогичной, двусмысленной, неправдоподобной, неясной речи. Как видим, «фигура становится ошибкой, если она не преднамеренна, а случайна», и «сколько есть фигур, столько же есть ошибок» : так, фигура повтора соотносима с тавтологией по признаку мотивированного / немотивированного нарушения требования разнообразия речи. Поскольку все выразительные приёмы предназначены для реализации указанных качеств речи, такие приёмы целесообразно систематизировать по их соотношению с качествами речи.

Первое описание фигур речи известно еще со времен «Поэтики» Аристотеля. Великий ученый назвал тропы речи обязательной принадлежностью науки красноречия.


Тропы речи включают в себя риторические фигуры, фигуры повтора, фигуры убавления и фигуры перемещения.

Риторические фигуры речи

Риторические фигуры - это особая группа синтаксических фигур, по формальному признаку являющихся диалогичными, но по существу монологичные: собеседник предполагается, но он не участвует в речи.


Риторический вопрос - оборот, оформленный вопросительным знаком и усиливающий эмоциональность восприятия. Ответ на риторический вопрос не предполагается. Пример: «А судьи кто?» (А.С. Грибоедов).


Риторическое - оборот речи, оформленный восклицательным знаком и усиливающий эмоциональность восприятия. Пример: «Погиб поэт!» (М.Ю. Лермонтов).


Риторическое обращение - обращение, которое используется для привлечения внимания. Пример: «Тучки небесные, !» (М.Ю. Лермонтов).


Риторическое умолчание фиксируется многоточием. Оборот характеризуется синтаксической незавершенностью. Значение риторического умолчания заключается в создании эффекта многозначительности за счет недосказанности. Пример: «Речь не о том, но все же, все же, все же...» (А.Т. Твардовский).

Фигуры повтора

Общим для фигур повтора является то, что они строятся на повторе какой-либо части высказывания.


Анафора - синтаксическая фигура, построенная на повторе слова или групп слов в начале нескольких . Пример: «Мне нравится, что вы, больны не мной, Мне нравится, что я, больна не вами» (М.И. Цветаева).


Эпифора - в конце нескольких стихов или . Пример: «Свеча горела на столе, Свеча горела» (Б.Л. Пастернак).


Анадиплосис (стык) - повтор слова или группы слов в конце стиха или и начале стиха или строфы. Пример: «Повалился он на холодный снег, На холодный снег, будто сосенка...» (М.Ю. Лермонтов).


Просоподосис (кольцо) - повтор в начале стиха и в конце следующего стиха или строфы. Пример: «Мутно небо, ночь мутна» (А.С. Пушкин).

Фигуры убавления

Фигуры убавления - группа фигур, основанных на нарушении грамматических связей между членами предложения.


Эллипсис (эллипс) - пропуск подразумеваемого слова. Пример: «Билет - щелк, Щека - чмок» (В.В. Маяковский).


Силлепсис (силлепс) - объединение в общем синтаксическом подчинении неоднородных членов. Пример: «Шел дождь и два студента».


Бессоюзие (асиндетон) - пропуск союзов между или частями сложного предложения. Пример: «Катятся ядра, свищут пули, Нависли хладные штыки» (А.С. Пушкин).


Многосоюзие - избыточное количество союзов. Пример: «...И божество, и вдохновенье, И жизнь, и слезы, и любовь» (А.С. Пушкин).

Фигуры перемещения

Фигуры перемещения - группа фигур, основанных на перестановке, изменении традиционных позиций членов предложения.


Градация - фигура, в которой однородные выстраиваются по усилению интенсивности признака или действия. Пример: «Не , не зову, не плачу...» (С.А. Есенин).


Инверсия - нарушение привычного порядка слов. Пример: «Заметался пожар голубой...» (С.А. Есенин).


Синтаксический параллелизм - одинаковое или похожее расположение членов предложения в соседних частях текста. Пример: «Скоро сказка сказывается, да нескоро дело делается».