Десятый месяц жизни ребенка: развитие, навыки и умения, сон, зубы, питание. Десятый месяц жизни ребенка: развитие, навыки и умения, сон, зубы, питание 10 месяц в году октябрь

9-10-месячный ребенок - это неутомимый "исследователь", любопытство крохи в этом возрасте достигает «апогея». Такой интересный окружающий мир манит малютку, побуждает к движению. Поэтому игровое пространство малыша должно быть организовано с учетом его безопасности. Удобным местом пребывания ребенка может быть место «за барьером», на полу, покрытым ковром или паласом.

На 10-м месяце жизни ребенок начинает хорошо ориентироваться в пространстве . Малыш уже хорошо ориентируется в пространстве, начинает ходить.

Этот период младенчества очень важный для ребенка. И вот почему. В это время он переживает настоящий интеллектуальный подъем . Поддерживайте его стремление как можно лучше изучить окружающий мир, принимайте участие в его «исследованиях». Соответствующие дидактические игрушки помогут вам развить у малыша сообразительность и уверенность в себе, которые так пригодятся ему в дальнейшем.
Из всех ведущих линий развития на первое место выдвигается предметная деятельность (манипулирование предметами). Его все больше интересуют окружающие предметы и игрушки , которые теперь он не просто хватает, а пытается с ними что-то сделать.
В этот период, занимаясь с малышом, большое внимание следует уделять овладению им так называемыми тонкими действиями рук и развитию мелкой моторики пальцев .

Ознакомительные игровые манипуляции с шариками, колечками, кубиками и другими обучающими игрушками оказывают особое воздействие на развитие психики малыша. Разъединяя и соединяя отдельные части предмета, собирая кольца и шары в какое-то целое или, наоборот, разбрасывая их, малыш совершает действия анализа и синтеза - а это, в свою очередь способствует развитию интеллекта . В этом возрасте мозг «учится» мыслительным операциям, получая информацию, как говорится, из первых рук, а вернее от собственных рук.
Среди других двигательных функций особое значение имеет работа пальцев руки. Она оказывает огромное влияние на развитие высшей нервной деятельности ребенка, в частности на развитие речи . Неслучайно, именно на 10-м месяце жизни в речевых навыках ребенка появляются новые возможности. Если раньше дитя повторяло за взрослым звуки, которые спонтанно появлялись в его лепете (по сути дела, это взрослый подражал ребенку, вызывая на «перекличку»), то на 10-м месяце жизни малыш начинает подражать взрослому, повторяя за ним новые слоги, которые ранее не были свойственны его лепету.

У 8-10-месячных малышей так же меняется позиция пальцев руки при захватывании мелких игрушек : интенсивно работает не только большой палец руки, но и указательный. Вы замечаете, что малыш выполняет более тонкие движения: пытается взять небольшие предметы «щепотью», хотя раньше в захватывании участвовала вся ладонь.

Комплексное развитие ребенка на 10 месяце первого года жизни

Игрушки для ребенка

В играх с ребенком этого возраста можно использовать:
. резиновый мяч и другие ,
. игрушечный молоток с деревянными колышками (стучалка "Верстачок"),
. (сортеры),
. небольшого размера,
. кубики разнообразных форм,
. музыкальные и игровые центры и игрушки (способствуют развитию зрительно-моторной координации, и стимулирует развитие мышления, так как побуждает к установлению логической связи между действием - нажатием на кнопку и звуковым или механическим эффектом),
. игрушки для игры в ванне и др.
. привлекают внимание детей куклы-неваляшки разных размеров (от 10 до 25 см). Для показа детям нужны 1-2 крупные куклы (высотой около 40 см), изображающие детей в красивой одежде. Они могут быть озвученными и заводными (например, шагающая кукла).
. фигурки кукол и куклы из мягких материалов - (ткани, мягких пластмасс, резины), в которых представлены понятные ребенку особенности облика человека (крупные яркие глаза, гибкие руки, ноги). Куклы могут быть плоскими и объемными, размером 10-20 см.
. игрушки, изображающие животных, должны по возможности издавать характерные для данного животного звуки (негромкие, но выразительные). Хороши мягконабивные, пластмассовые и резиновые игрушки, передающие главные черты изображаемых животных (мишка, заяц, лошадь).
. заводные, забавные игрушки ().
. для первых отобразительных игр нужны игрушки, изображающие некоторые предметы быта: игрушечные тарелки диаметром около 7-10 см, чашки по размеру руки ребенка, лоскуты разной ткани размером 50х50 см.
. технические игрушки (машины) развивают движения малышей. Это машины лаконичной формы из пластмассы размером около 15 см, заводные машины, тележки. Детям, начинающим ходить, нужны коляски для кукол, каталки с рукоятко й.
. в 10-12 мес. малыши пытаются вместе со взрослым класть кубик на кубик, сооружая первые постройки. Необходимыми игрушками для них становятся дидактический и строительный материал .

Малыш не играет в игрушки?

Ребенку очень важно заниматься тем же, чем занимается взрослый. Покажите малышу - что играть вместе - это весело и интересно. Выбирайте игрушки в магазине не по красоте, а по возрасту вашего малыша, по рекомендациям детских психологов. Тогда занятия с такими игрушками будут приносить конкретную пользу. В нашей статье мы напишем - какие ребенку нужны сейчас игрушки, и дадим ссылки на их подробное описание и признаки правильного отбора и "употребления" - то есть как правильно в них играть.

Как завлечь малыша игрушкой

Все детки по-разному реагируют на новую игрушку, но даже если ребенку новинка “не понравилась”, не нужно заострять на этом внимание, уберите пока - пригодится позже. Вообще, нужно стараться не вручать малышу игрушку - они настороженно относятся к новому, иногда - сразу негативно. Правильнее будет сесть рядом с ребенком, заняться самой этой игрушкой, тогда ребенка обязательно заинтересует (природа берет своё), чем именно там занимается с таким интересом мама.

Как играть?

Развиваем координацию движений, понятие причинно-следственных связей

Игра «Кубик с сюрпризом»

Эта игра прекрасно развивает память. Сделайте несколько красных картонных кубиков и один желтый (хорошо подходят для этой цели 250-граммовые молочные упаковки, обклеенные липкой бумагой). В желтый кубик положите колокольчик. Понаблюдайте, сможет ли ребенок, отыскивая кубик с колокольчиком, отличить его по цвету.

Игра «Мой ящик»

Наполните ящик или коробку разными предметами и вещами. Малыш будет опустошать его, доставая их, а вам придется складывать предметы обратно. Также можно применять ящики с крышками и отделениями, с прорезями для фигур.

Игра «Прячем игрушку»

Мы уже рассказывали, как можно играть с ребенком пряча его игрушку под платком или одеялом - высовывая ее часть. Постепенно усложняйте задачу: на глазах у ребенка спрячьте его любимую машинку под кастрюльку, затем накройте их коробкой, а сверху накройте все это пеленкой. Для начала «ищите» игрушку вместе, а при повторе дайте малышу возможность найти машинку самому.

Игра «Палочки и камешки»

Во время прогулки можно найти массу разных предметов для занятий с детьми. Покажите ребенку, как собрать в кучу камешки, прутики, шишки, листья. Не бойтесь, что малыш запачкает ручки - с собой всегда нужно иметь влажные салфетки - тогда эта неприятность будет легко исправима. Нужно приобщать малыша к использованию в игре природного материала.

Игра «Игрушка на шнурке»

Обвяжите тесемкой или шнурком игрушки, с которыми ваш ребенок любит играть, сидя на своем высоком стульчике, а другой конец тесемки привяжите к ручке стула или к столику. Ребенку понравится поднимать игрушку, дергая за тесемочку.
Для разнообразия игры можно привязать также воздушный шарик, который поднимется к потолку, его тоже интересно будет подтягивать за веревочку.

Развитие мелкой моторики и тактильных ощущений

Игра «Просунь пальчик»

Как Вы, наверное, уже заметили, детям в этом возрасте нравится засовывать пальчики в маленькие отверстия. Сделайте ему специальную "игрушку: возьмите маленькую коробочку с тонкими стенками и проделайте с двух сторон две дырки шириной с палец. Изнутри обклейте стенки коробочки разным материалом - мехом, мешковиной, бархатом или наждачной бумагой.
Покажите ребенку, как сунуть пальчик в дырочку. А вы можете сунуть свой палец в другую дырку. Поговорите с малышом о том, что чувствует его пальчик, трогая стенки коробочки, там мягко и приятно или стенка шершавая и жесткая и т. д. С такой коробочкой можно поиграть даже в машине.

Игра «Открой коробочку»

Для этой игры Вам пригодятся коробочки различной формы с крышками (2-3 шт.) и мелкие игрушки (величиной 3-4 см) по 2-3 шт. (их нужно разложить в каждую из коробочек).
Привлеките внимание малыша к первой коробочке, встряхните ее, побуждая повторить действие: «Что там?». Если малыш не знает, как действовать с коробкой, но не спешите сразу открывать ему способ действия с коробочкой. Необходимо добиваться, чтобы ребенок сам проявил интерес и открыл крышку.
Во второй части занятия ребенок сам выбирает игрушки из открытой коробки, рассматривает их, манипулирует ими.
А теперь привлеките внимание малыша к другой коробочке. Будет очень хорошо, если ребенок «поработает» с 2-3 коробочками разной формы: откроет-закроет, выложит-вложит игрушки.

Развиваем понимание речи и звука, развитие речи

Речевое общение - это произнесение слов, фраз, активная речь и понимание речи других. Для 10-месячного малыша основным достижением в речевом общении является понимание обращенной к нему речи.
Несколько советов:
. необходимо разговаривать с малышом всегда - как во время режимных моментов по уходу за малышом, так и во время игр;
. в процессе общения выделять название предмета и действия с ним;
. называя предмет, следует дать ребенку время, чтобы он смог рассмотреть его и подержать в руках.
. все предметы должны быть неоднократно показаны ребенку, чтобы он постепенно начинал понимать отдельные слова, а затем и короткие фразы.
. важно, чтобы ваша речь совпала с моментом показа предмета (игрушки) и действия с ним;
. не допускайте двух крайностей: скупость на слова и многословия. Последнее, приводит к тому, что за потоком слов теряется то слово, которое ребенок должен запомнить.

Игра на узнавание лиц и понимание речи

Покажите ребенку две фотографии членов вашей семьи (например, его бабушки и сестры). Накройте обе фотографии полотенцем или тряпочкой и попросите малыша найти, где его брат, а потом, где сестричка. Вы сами удивитесь, как много понимает ваш ребенок.

Первые книги

Живое общение с книгой, которую малыш «читает» с мамой — это семимильный шаг к развитию его речевого развития, а также образного мышления и интеллекта, расширения мировоззрения. Хорошая книга щедро восполняет потребность ребенка в новой информации и дарит ему новые впечатления, которые останутся с ним на всю жизнь. Как правильно подобрать такие книги для малышей второго полугодия жизни - читайте в разделе . Эти статьи составлены по рекомендациям профессиональных педагогов и филологов.

Музыкальный час

  1. разных концах комнаты (на ковре) положите бубен и барабанчик. Привлеките внимание ребенка к звучанию бубна: напевайте мелодию и ударяйте в такт по инструменту. Малыш двигается ползком или вдоль опоры к ней.
  2. Покажите крохе звенящий бубен, украшенный цветными ленточками, попросите малыша «поплясать», покрутить ручками, похлопать в ладошки. Затем сделайте паузу (10-15 сек.). Затем опустите бубен на уровень детских рук. Пусть малыш ударит по бубну. Помогите ему это сделать: вначале возьмите его ручку и покажите движение, ударяя его ручкой по бубну. Всю эту игру можно сопровождать пением.
  3. В третьей части занятия познакомьте ребенка со звуком барабана. Пусть малыш (возможным для него способом) сам до него доберется, дотянется и ударяет по нему.

О развивающем видео, методиках и проч..

А вот «Развивающее» видео покупать и давать смотреть маленькому ребенку смотреть вообще не рекомендуется - об этом в статье Так же нужно ограничивать ребенка от телевизора, мультфильмов.

Секреты воспитания

Воспитание любовью...

Да-да, представьте себе: кроху уже на протяжении всего первого года жизни можно и нужно воспитывать!

Но, воспитывать любовью - а значит, на его же «языке» доказывать, что он любим, что он в безопасности: уверенность в маминой любви для малыша - это источник жизненных сил, помогающий ему правильно развиваться, не боясь жизни. На основании материнской любви уже в подознание закладывается его собственная самооценка, уверенность в себе и защищенность...

Как сказать ребенку «нет»

Как правильно похвалить ребенка

Когда начинать приучение к горшку?

Многие матери начинают приучать детей к горшку, начиная с 10-месячного возраста. Более того, 40% матерей приступают к этому процессу по достижении ребенком возраста 6-8 месяцев. Проведенные в России исследования показывают, что 95% матерей начинают приучать своих детей к туалету слишком рано, неправильно определяя готовность младенца к обучению.
Союз педиатров России рекомендует родителям начинать обучение ребенка туалетным навыкам после достоверного определения у него признаков готовности к обучению, таких как моторные умения и способность управлять мышцами сфинктера. Как указывают авторитетные специалисты, эти признаки обычно становятся очевидными в возрасте около 18 месяцев.

О физическом развитии

Физическое развитие

Массаж и гимнастика

Обязательно почитайте статью , в ней очень подробно рассказывается о методике профессионального детского массажа и гимнастики.

Закаливание

Чтобы узнать, как правильно делать малышу закаливание воздушными и солнечными ваннами, водными процедурами - читайте в разделе: «Закаливание детей на 1 году жизни » Эти статьи составлены по рекомендациям профессиональных педиатров.
Развивайте своего малыша с удовольствием и растите вместе с ним!

Что будет уметь ваш малыш

Стоять держась за что-либо.
Пытаться встать из сидячего положения.
Возражать, если вы пытаетесь забрать у него игрушку.
Играть в «ку-ку».
Самостоятельно садиться из положения на животе.
Играть в ладушки (хлопать в ладоши) или махать рукой на прощание.
Влезать на невысокую поверхность и слезать с нее.
Ходить держась за мебель.
Понимать слово «нельзя» (но не всегда повиноваться).
Короткое время стоять без посторонней помощи.
Отчетливо произносить «папа» или «мама» (к 10-11 месяцам).
Многие десятимесячные малыши достигают последней ступени на пути к независимой ходьбе: обретают способность «курсировать». Осторожно держа одну руку на базовой точке опоры, они вытягивают другую руку, а затем ногу и переходят к следующему предмету мебели. Обеспечьте безопасность передвижения ребенка, позаботившись о том,
чтобы он курсировал только вокруг устойчивых предметов.
Выражать свои желания иным способом, кроме плача.
Пить из чашки без посторонней помощи.
Аккуратно поднимать с поверхности маленький предмет кончиками большого и указательного пальцев.
Хорошо стоять без посторонней помощи.
Пользоваться младенческим жаргоном (лепет, который звучит так, словно ребенок разговаривает на придуманном им языке).
Произносить еще одно слово, кроме «мама», «папа» или «дай».
Отвечать жестом на короткую просьбу (на «дай это мне» - протягивать руку).

Продолжайте взвешивать ребенка раз в 14 дней.
В третьей четверти года ребенок прибавляет в весе уже медленнее, чем было до сих пор. За 14 дней эта прибавка составит в среднем от 140до210г.
К этому времени у ребенка имеются и нижние и верхние резцы, а возможно, уже прорезались 4 верхних зуба. Конечно, может быть и запоздание, хотя это не означает нарушения развития.
Если до сих пор у вашего ребенка не прорезался ни один зуб, посоветуйтесь с врачом. Возможно, в его пище не хватает кальция и фосфора или витамина D, способствующего правильному усвоению кальция.
Если ребенок испытывает недостаток солнца и витамина D, то ему угрожает развитие рахита. Эта болезнь бывает причиной позднего прорезывания зубов. Но не только. Вредит рахит и постоянным зубам, которые уже в скрытом виде растут в челюстях и прорежутся в школьном возрасте. Впоследствии эти зубы всю жизнь будут нести на себе следы перенесенного в детстве рахита. Рахит можно предупредить правильным питанием.

Сам бросает грудь

Ребенок чаще всего готов сам отказаться от материнской груди между 9-м и 12-м месяцем.
Если привязанность вашего ребенка к груди не ослабевает даже к полутора годам (а такое случается достаточно часто), то вряд ли он когда-либо сделает это самостоятельно.
Лучше всего отнимать ребенка от груди в спокойной обстановке. Болезнь, прорезывание зубов, переезд, путешествие, ваше возвращение на работу, любые другие перемены и стрессы в жизни ребенка требуют отсрочки отнятия от груди, чтобы не заставлять его испытывать дополнительное нервное напряжение.

Если вы постоянно испытываете усталость, физическое и эмоциональное напряжение от кормления грудью, то вам, вероятно, следует обсудить с врачом возможность прекращения грудного вскармливания. Однако прежде чем это сделать, убедитесь в том, что ваши недомогания не связаны с такими легко устранимыми причинами, как, например, неполноценное питание или недостаток отдыха.
В том случае, когда количество грудного молока у вас быстро уменьшается, а ребенок плохо набирает вес, вял, раздражителен или проявляет другие признаки недоедания, подумайте о прикорме искусственной смесью, дополнительной твердой пище или о полном отнятии от груди.

Ребенок, получающий кроме груди еще и бутылочку, сравнительно легко переносит отнятие от груди.
Но если ваш ребенок научился достаточно умело пользоваться чашкой, то у вас будет возможность совершить переход от груди непосредственно к чашке. С другой стороны, если ваш ребенок питается только грудным молоком, то отнятие от груди следует отложить до той поры, пока не будут освоены либо бутылочка, либо чашка.
Наливайте ребенку в чашку немного молока, и ему, несомненно, удастся напиться, не разлив. Повторяйте опыт до тех пор, пока ребенок не привыкнет пить уверенно и самостоятельно. Возможно, вы потратите на это несколько месяцев, но будьте терпеливы.

За столом

Обед за одним столом с девятимесячным ребенком - занятие и для вас, и для него. Не надейтесь, что вам тоже удастся поесть, если только вы не реагируете на то, что большая часть еды попадает не по назначению, даже когда ребенок сжимает в кулачке ложку, и в конце концов остывает. Для него это в основном игра, и немногие матери могут спокойно смотреть, как результат их труда размазывается по столу, вместо того чтобы попадать в рот.
Но для малыша кормление - это не только принятие пищи. Как и во время игр в ванне или песочнице, он узнает о причинах и следствиях, о свойствах предметов, разнице температур. Когда он сжимает в своем кулачке йогурт, размазывает по столу картофельное пюре, смахивает с подноса тарелку с кашей, пускает пузыри в чашечке с соком, крошит пальцами крекер, - для вас это беспорядок, а для него - способ познания действительности.

Расход бумажных салфеток будет значительным до тех пор, пока ребенок не узнает все, что он может узнать об удивительных физических свойствах пищи, после чего займется чем-нибудь еще.
Самое разумное, что можно сделать, - это либо докармливать ребенка после его экспериментов, либо покормить его до них. В любом случае они не должны занимать много времени. Познание мира происходит не только в тот момент, когда каша размазывается по лицу, а пюре выплевывается на пол. Еда - это серьезно, и нужно, чтобы ребенок чувствовал границы дозволенного.
Но не стоит говорить о еде слишком много, да еще в том плане «ест - не ест», «любит - не любит», потому что ребенок начинает обращать на это внимание и различает, когда говорят о еде в положительном, а когда в отрицательном смысле, начинает понимать, что на еду можно смотреть по-разному.

Ребенок рано или поздно увидит, что кто-то из домашних не ест того, что подают ему, ребенку, и вообще не ест поданного, а требует другое блюдо. Наблюдение может тут же претвориться в жизнь, и не нужно обманывать себя, что ребенок еще слишком мал, чтобы подмечать такие тонкости. Подсмотрел такое поведение или додумался сам - какая, в принципе, разница? Главное, что он попытается вести себя так же. Однако до него не сразу доходит, что, отказываясь от определенной еды, он отказывается от еды вообще, а съел совсем немного и скоро его настигнет голод. Ребенок начинает кричать, а мать может неразумно дать ему то, что окажется под рукой, лакомство, еду, которая не предназначалась ребенку. Раз, два - и условный рефлекс, выработанный на стереотип кормления, нарушается, и мать теперь может ожидать больших затруднений с кормлением.
Не говорите о еде пренебрежительно и не стройте гримас при виде того или другого блюда. Тогда ребенку и в голову не придет, что он может что-нибудь любить или не любить. Много трудностей будет и в том случае, если вы предложите ребенку еду которая была не совсем хорошо приготовлена, скажем пересолена, подгорела и т. п., думая, что раз ребенок не может сформулировать свои претензии, то «один раз ничего с ним не случится».
Чем старше становится ребенок, тем больше хочется доставить ему удовольствие, а если мать сама сластена и помнит, с каким наслаждением поедала сладости в детстве, она готова поддаться искушению и приобщить к приятному и ребенка. Не делайте этого! Ребенок ничего не потеряет в своем развитии, если до первого дня рождения (а по-хорошему - и до второго) не будет знать вкуса конфет и кондитерских изделий. Кормите ребенка точно по предписанию врача, так как сейчас вы закладываете фундамент его здоровья. В питании ребенка все точно рассчитано, и пирожным-конфетам там пока нет места.

Распорядок дня

Ребенок, вероятно, уже не просыпается слишком рано но, если это и не так, все равно вы можете передвинуть утреннее кормление ребенка. Таким образом, мы постепенно переводим ребенка на 3 главных приема пищи в день - в 8, 12 и 18 часов. Но пока сохраним нынешние перерывы в еде, произведя некоторые изменения. Ночное кормление ребенок обычно уже просыпает, или же от него мы отучим ребенка несколькими ложечками воды или чая.
Приучайте детей к разнообразным салатам из свежих овощей. Например, из зеленого листового салата и из помидоров с лимоном. Очень полезны компот, кисель, мусс из взбитого белка, фруктов и сахара.

Обувь для начинающих ходить

Лучшая обувь для ребенка, недавно начавшего ходить, - это ее отсутствие, босые ноги, поскольку ступни, как и ладони, развиваются лучше, если они голые, ничем не прикрыты и не сдавлены; ходьба босиком помогает сформировать свод стопы и укрепить лодыжки. И точно так же, как ладоням вашего ребенка в теплую погоду не требуются варежки, его ступням не нужна обувь в помещении и при прогулке по безопасной поверхности на улице, за исключением тех случаев, когда на улице холодно. Даже ходьба по неровной поверхности, например по песку, полезна для его ступней, поскольку все мышцы ног должны работать.
Но разумеется, везде босиком ваш ребенок ходить не может, и вам необходимо знать, чем руководствоваться при выборе детской обуви.
Обувь должна быть мягкой, на гибкой подошве, чтобы не мешать естественным движениям стопы, Одни врачи рекомендуют тапочки, другие поддерживают традиционные пинетки для начинающих ходить: у них очень гибкая подошва, благодаря чему дети реже падают.
Не покупайте высокую обувь, которая хотя и лучше сидит, чем низкая, но слишком плотно облегает ногу и мешает движениям лодыжки.
Чтобы ступни дышали и имели возможность двигаться, детская обувь должна быть из натурального материала (кожа, плотная ткань, парусина). Не надевайте на ребенка слишком часто и надолго кроссовки с широкими резиновыми полосами по бокам или резиновые сапожки - ноги в них очень потеют.

Обувь должна быть без каблуков и не скользить. Начинающий ходить ребенок и без того испытывает достаточные трудности, когда пытается поддерживать равновесие, чтобы еще и бороться со скользкими подошвами. Подошвы из резины или композитного материала, особенно с желобками, более надежны, чем кожаные. Если во всем остальном подходящая пара ботиночек имеет, на ваш взгляд, слишком скользкую подошву, то потрите ее наждачной бумагой или приклейте несколько полосок лейкопластыря.

Задник обуви должен быть твердым и желательно вверху закруглен или обшит мягкой полоской, а задний шов не должен иметь неровностей, способных натереть пятку.
Прежде чем покупать, измерьте предварительно ступни ребенка и проверьте новые ботинки (оба), когда ребенок обут и стоит, опираясь на полную ступню всем весом. Верхняя часть ботинок не должна быть широко открыта, когда ребенок спокойно стоит (хотя при ходьбе такое вполне допустимо), и его пятки не должны скользить при каждом шаге. Для того чтобы проверить ширину, попробуйте зажать ботиночек в самой широкой части. Если вам удалось сжать между пальцами небольшой фрагмент, ширина подходит хорошо; если вы смогли сдавить большой кусок ботинка - он слишком широкий; если вам вообще не удалось этого сделать - он слишком узкий. Чтобы проверить длину, нажмите большим пальцем на носок ботинка между концом подошвы и пальцами вашего ребенка. Если там остается примерно полтора сантиметра, то длина нормальная. Должно быть свободное место и возле задника ботинка. Следует почаще проверять, удобно ли ребенку, и когда вы убедитесь, что большой палец касается носка ботинка (в положении стоя), значит, нога выросла и нужно покупать новую пару обуви.
Выбирайте обувь с широким круглым носком, чтобы пальцы могли двигаться свободно; исключение можно сделать только для такой обуви, которая носится совсем недолго (например, выходные нарядные туфельки).
Носки, так же как и обувь, должны позволять ногам дышать и должны быть сделаны из хлопка. Слишком тугие носки могут сдерживать рост ступней, слишком длинные способны сморщиваться и натирать мозоли.
Не следует оставлять ребенка, начавшего ходить,"в одних носочках: какая бы мягкая подошва ни была у пинеток, это все-таки подошва, и риск скольжения уменьшается. Вязаные башмачки, в которых ребенок мог лежать в кроватке и ползать, тоже не подходят для первых и дальнейших шагов.

Ребенок-акробат

Пробует ли ваш ребенок залезть на все, что встречается у него на пути? Не мешайте ему. Эти попытки необходимы ребенку для развития навыков ходьбы, ловкости и решительности. Надо сделать так, чтобы пол, по которому ребенок ползает, был чистым. Будьте около ребенка, когда он лезет по ступеням, но не помогайте ему. Иначе вы помешаете ему развивать смелость и самостоятельность, лишите его удовольствия от преодоления препятствий.

В манеж положите тюфячок или маленькую скамеечку, чтобы он мог на них упражняться, но не оставляйте его один на один с этими предметами, потому что стенки манежа перестают быть для него непреодолимым препятствием.
Некоторые дети уже могут самостоятельно вставать. Не принуждайте их к этому, но и не запрещайте: если,ребенку хочется вставать, вероятно, у него уже есть для этого достаточно сил, а следовательно, ничего с ним не случится.
Не запрещайте свободных движений и проявлений радости при купании, но не поощряйте «ныряния» ребенка с полным поружением лица в воду. Все время находитесь рядом, чтобы рез-ость ребенка не привела к травме. Ни на минуту не оставляйте ебенка одного! Хоть он и хорошо сидит, нельзя предвидеть всех го движений, и он легко может захлебнуться.

Приучение к горшку

Не очень сложно приучить к горшку ребенка, у которого стул регулярный (например, каждое утро после завтрака) или который предупреждает об этом (например, присаживаясь на корточки). Значительно труднее предсказать мочеиспускание, хотя порой дети начинают плакать, прежде чем намочить свои штанишки (в памперсе ребенка «поймать» еще труднее). Но «поймать» малыша таким способом - это небольшая победа, поскольку сотрудничество со стороны ребенка часто носит рефлекторный характер и он почти не понимает, что делает и почему. Но иногда подобные победы оборачиваются поражением: ребенок, уже, казалось, приученный к горшку, внезапно начинает упрямиться и даже не желает к нему приближаться либо старается сдерживаться, когда его сажают на горшок, в результате чего возникают запоры.

Приучение к горшку проходит гораздо успешнее и быстрее приносит результаты, если ребенок способен оставаться сухим в течение 2 часов и начинает понимать, что от него требуется на горшке.
Очень часто заметно со стороны, что у ребенка стул; он может прекратить заниматься тем, что делал, сесть на корточки, начать кряхтеть, тужиться, покраснеть или просто внезапно стать очень серьезным. Когда вы застанете ребенка за этим актом, скажите ему, что он делает, каждый раз используя одно и то же слово или целую фразу для того, чтобы описать его усилия и их результаты. Затем, когда будете менять грязный подгузник, используйте его как наглядное пособие.

Разумеется, практически невозможно определить, когда у вашего ребенка происходит мочеиспускание, если только он не ходит голый. Но когда есть такая возможность - если он пускает струйку в ванне или пока вы меняете ему подгузник, - объясните ему, что происходит, опять-таки каждый раз используя один и тот же термин, а когда будете менять ему подгузник, объясните, почему он мокрый.

Воспитанный ребенок

Правильно воспитанный ребенок с хорошим характером, естественно, бывает совершенно послушным. Иногда он сердится. Но в таких случаях в ваших силах спокойным и приветливым поведением исправить его непослушание, причиной которого у хорошо воспитанного ребенка является не желание досадить вам, а недостаточное психическое развитие.
Хотя ребенок должен слушаться и исполнять то, что ему велят делать, все же гораздо больше на него действует пример, так как он старается подражать старшим и бывает очень доволен и «результатом», и похвалой. С трудом, например, можно ребенка более старшего возраста научить правильно вести себя за столом, если взрослые за тем же столом будут держаться не так, как это декларируется. Не требуйте от ребенка того, чего сами не выполняете; если хотите, чтобы ваш ребенок был хорошо воспитанным, ведите себя образцово и заставьте окружающих тоже быть ему примером.
Ребенок гораздо лучше учится тому, что видит, слышит и чувствует, чем воспринимает ваши указания. Поэтому будьте ему хорошим примером.
Если ребенок проказничает и капризничает, виной тому не его дурной характер (он создается во многом воспитанием, а не формируется сам по себе). Хорошо воспитываемый ребенок бывает спокойным и веселым. Если вы будете непоследовательны в воспитании, сначала позволяя действие, а потом запрещая его, если будете раздражать ребенка или в его присутствии сердиться, спорить и нервничать, тогда и ребенок переймет вашу манеру поведения. Не пытайтесь объяснить, что вам можно кричать, а ему нельзя, постарайтесь спасти то, что можно.
Некоторые дети кричат с таким азартом, что синеют, то есть задерживают нормальное дыхание. Не приходите от этого в ужас. Ребенок не задохнется и ничего себе не повредит. Кричит он потому, что вы не пошли ему навстречу, что-то запретили - не идите у него на поводу, не разрешайте того, что запретили.
Как преодолеть этот приступ? Сохраняйте спокойствие и убедитесь, что у ребенка нет серьезных оснований для такого крика, а затем предоставьте его самому себе. Унесите его, скажем, в другое помещение, а если дело происходит летом - на воздух. Выдержите это, даже если ребенок будет кричать полчаса.
Ребенок очень хитер и, если заметит, что его крик вас раздражает, будет кричать часто. Если же он увидит, что крик не приносит ему никакой выгоды, то очень скоро перестанет пользоваться этой тактикой.

Не смейтесь над ребенком

Маленький ребенок всей семье дает повод к веселью. Особенно забавны его попытки говорить. Однако будет ошибкой смеяться над ним, повторять его исковерканные слова, рассказывать в его присутствии о том, как он смешно упал со стула. В большинстве случаев дети настолько разумны, что не обращают внимания ни на рассказ, ни на смех, но вы никогда не можете точно знать, как такое поведение взрослых повлияет на него. У ребенка может возникнуть представление, что все, что он говорит, мило и достойно внимания, и он начинает нарочно неправильно произносить слова, чтобы вызвать смех; тогда перед нами не ребенок, а маленький тщеславный артист.
Или это формирует в ребенке чувство неполноценности, потому что некоторые дети уже настолько чувствительны, что смех, даже самый добросердечный, их озадачивает и вызывает в них недоверие.

Не следует смеяться над ребенком и в том случае, когда у него приступ злости и крика. Если ребенок злится, это все равно наша вина. Отучить злиться можно только последовательным воспитанием, а не насмешкой, так мы достигнем еще большей злобы и упрямства, а возможно, и ненависти, если только можно говорить о наличии этих качеств у маленького ребенка. Во всяком случае, насмешкой и иронией вы ребенка не успокоите. Это не средство воспитания, это словесное «оружие» взрослых, которое, как и вспыльчивость при выговоре и битье ребенка, приносит больше вреда, чем пользы. К чему мы стремимся? Чтобы ребенок был послушным и хорошим. Этого можно достигнуть только твердым, бескомпромиссным воспитанием, последовательным, спокойным и ласковым. Таким воспитание должно быть с самого рождения. Чем позже вы начнете проводить его в жизнь, тем тяжелее вам будет. Ребенок привыкнет к непослушанию, упрямству и другим отрицательным проявлением характера, от которых потом трудно отвыкать.
Вместо выговора просто объясните ребенку, чего вы от него хотите и что ему нужно делать. Беспрестанно и терпеливо повторяйте это. Ребенок вас понимает, но не умеет еще во всех случаях поступить правильно. Ваше терпение победит.

Шлепанье по ручке или по попке - это еще не битье. Каждая мать хоть раз да шлепнула ребенка. Без этого не обойтись. Однако никогда не бейте ребенка всерьез и тем более не бейте по голове, как бы он вас ни разозлил! Известно немало трагических случаев смерти, глухоты или паралича после ударов по голове, и не только непосредственно после удара, но и много лет спустя.

Жестоко, неправильно и нелогично бить ребенка за те его скверные навыки, которые он получил, наблюдая за вами или другими членами семьи. «Мне можно, я взрослый» - может на самом деле значить для ребенка следующее: вот вырасту, тогда мне можно будет стать плохим, а вовсе не то, что вы пытаетесь до него донести: знай свое место. Будьте ему хорошим примером, и ваше воспитание ограничится незначительными исправлениями характера ребенка без выговоров и битья.

Будьте образцом участия и приветливости для своего ребенка. Обращайтесь к нему всегда с ласковым выражением лица, даже если у вас плохое настроение. И в минуты грусти будьте с ним ласковы. Ребенок очень хорошо это усвоит, и, когда с ним случится небольшая неприятность, например он ударится или потеряет куклу, вы можете и от него с полным правом потребовать сдержанности, приветливости или сочувствия, вместо злости и бешенства. Не проявляйте слишком большого сочувствия и интереса, когда ребенок ударится, наоборот, поощряйте его к тому, чтобы он не плакал. Так постепенно вы приучите его противостоять мелким неприятностям жизни. Если же покажете ребенку, что вас это очень тронуло, он, как хитрый человек, сейчас же постарается извлечь пользу из вашего сочувствия, а в будущем будет кричать по самому незначительному поводу.

Ребенок и теперь должен спать 15-16 часов в сутки. Днем малыш бывает очень живым, все больше и больше задает работы своей нервной системе, тратит много физических и душевных сил, так как узнает много нового. Поэтому необходимо, чтобы он основательно отдохнул, а это происходит во сне. Долгий, крепкий и спокойный сон так же необходим ребенку, как и хорошее питание.
Кроме того, ребенок должен спать 2 часа до обеда и 2 часа после обеда. Однако в этом возрасте многие дети днем спят уже только один раз. Если этого действительно достаточно (нет излишней плаксивости, нет явных признаков, что ребенок не выспался), то можно не изнурять себя укачиванием, обязательно добиваясь, чтобы ребенок заснул. Иногда укладывание длится дольше, чем собственно сон. Можно оставить ребенка спокойно лежать, но не разрешайте ему шалить, сосать палец, грызть прутья кроватки и т. д., то есть совершать те монотонные действия, которыми он согласен довольствоваться вместо сна. Совет вместе полежать на диване обычно не приветствуется матерями (особенно если мать не устала настолько, что валится с ног), так как сон ребенка они воспринимают как свое законно свободное время, хоть и посвящают его зачастую не лично себе, а хозяйственным надобностям.

Ребенок должен засыпать вечером без качания и убаюкивания и всяческих дополнительных ублажений. Если он здоров, накормлен и лежит в чистых одежках, не обращайте внимания на его крик и уйдите из комнаты. Это трудно сделать, если ребенка всегда укладывали подолгу- он попросту не понимает, что может быть по-другому. Зачастую на его крик реагирует не мать, а окружающие, начиная вслух осуждать ее: мол, ребенок кричит и кричит, а ей хоть бы хны. Попытка переложить укладывание на добрых окружающих может не увенчаться успехом: увидев, что своим криком он вызвал вовсе не мать, ребенок начинает буквально орать и расходится так, что успокоить его бывает непросто и матери.
Некоторые дети, отличающиеся большой резвостью и чувствительностью нервной системы, долго не засыпают, ночью часто просыпаются и утром встают очень рано. Не разгуливаете ли вы ребенка перед сном? Возможно, любимый отец, возвращаясь вечером домой, так играет с ребенком, как не сумеет и мать. Крик и визг слышатся все время перед купанием, после ужина ребенку снова хочется продолжать шалости, а вместо этого он должен идти спать! В результате ребенок не только протестует, но и не может с собой справиться. Не удивляйтесь этому и не вините только его. Он не автомат, чтобы включаться и выключаться по вашему желанию.
Вечером ребенок должен быть всегда спокойным. Хотя отец не видит ребенка целый день, вечером он должен играть с ним в тихие игры. Воздержитесь от соблазна вызывать у ребенка приятный вам смех и визг, если у него чувствительная нервная система. Подбрасывания, кружения, «полеты» с папой - это очень приятные вещи, но не перед сном.

Привычка кусаться

Кусание - поначалу просто игра, носящая экспериментальный характер, ведь дети не понимают, что этим они причиняют кому-то боль. Ребенок уже много раз кусал кольцо для прорезывающихся зубов, погружал зубы во многие мягкие игрушки, грыз ограждение своей кроватки. Не позволяйте ему кусаться, он должен понимать, что этим может причинить боль другому. Со временем это может стать сознательным отретом на действия, которые ребенку не нравятся. Он может укусить мать, которая его наказала или не разрешила чего-то, даже если уже и понимает, что этого делать нельзя. Что это -демонстрация беспомощности или силы? В данном случае это не столь важно. Гораздо важнее правильное поведение взрослых, которые иногда сами скатываются до уровня детей и начинают кусать ребенка в ответ, мотивируя это тем, «чтобы понял, как это больно и обидно». Когда ребенок станет постарше, это приведет к созданию подлинной каши из представлений и понятий. Он ведь знает, этого делать нельзя. И вдруг человек, который стоит на страже соблюдения жизненных понятий, сам совершает запрещенное действие по отношению к ребенку! Так, значит, все-таки можно? Возражения взрослых «он сам меня довел» ребенок не воспринимает, потому что взрослые, по его логике, первые его довели, причем он ощущает это, а вовсе не формулирует словами, потому что еще не способен это сделать.
Так что нельзя поощрять такие проявления агрессии в столь раннем возрасте своими необдуманными поступками - ни к чему хорошему это не приведет и средством воспитания не является.

Страх

Кажется, человеку свойственна прирожденная боязнь падения и неожиданных громких звуков. И совсем маленький, даже недельный, ребенок может испугаться таких звуков.
Остальные виды страха развиваются у ребенка при его соприкосновении с окружающим миром. Например, боязнь чужих людей бывает искусственно привита ребенку необдуманными замечаниями: «Отдам тебя милиционеру» или «Вон идет дядя забрать тебя». Может быть, в этот момент ребенок ничего не поймет, но со временем, когда вы уже давно забудете о своей «шутке», у него разовьется страх перед чужими людьми.
Поэтому родителям следует осторожно высказываться при детях и не говорить того, что может привить ребенку страх. Точно так же не следует говорить при детях (даже в шутку): «Я боюсь, я тебя боюсь!» - есть лучшие шутки, нужна только изобретательность, хотя именно эта незатейливая игра очень популярна.

Возможно, мать была довольна, если бы ребенок боялся предметов, которые могут причинить ему вред, скажем огня, горячих батарей отопления, ножей, кипятка и др. Однако неразумно учить ребенка бояться этих вещей, убегать от них, плакать и отворачиваться. Поэтому мы и учим ребенка осторожности, а не страху перед опасными вещами. Многие дети приучаются бояться потому, что мы на них кричим и их браним. Если ребенок, например, возьмет ножницы, мать в ужасе вскрикивает, а ребенок пугается ее крика больше, чем собственно опасности порезаться. Он начнет с испугу плакать и так расстроится, что его трудно будет успокоить. Мать должна была научить ребенка тому, что острые предметы опасны и обращаться с ними надо осторожно, а не прививать ему страх «в аварийном порядке».
Мать не должна обнаруживать своего страха перед чем-либо, если рядом ребенок, потому что это напугает его и, что хуже всего, он не будет знать, что в действительности его напугало. На ребенка никто не должен кричать и пугаться чего-либо в его присутствии (бури, темноты, людей); чтобы не приучить ребенка к страху. Сам по себе ребенок не боится темноты, и только наше отношение или осторожность научат этому.
Отучить от безосновательного страха можно только тем, что мы будем постепенно приближать ребенка к тем предметам, которых он боится. Скажем, мать возьмет ребенка за руку и медленно подведет его к предмету Если ребенок кричит и сопротивляется, не принуждайте его. Пусть мать одна подойдет к этому предмету или человеку и дотронется до них, чтобы ребенок понял, что это безопасно. Через несколько дней ребенок вместе с матерью подойдет ближе к предмету и даже сам до него дотронется. Не нужно принуждать ребенка приблизиться и взять в руку вещь, которой он боится.
Это будет иметь положительный эффект только тогда, когда ребенок сам убедится в необоснованности своего страха.

Ребенок говорит

Вероятно, ваш ребенок уже пытается говорить. Возможно, он уже понимает, что «па-па» означает отец, «ба-ба» - бабушка, «ма-ма» - мать. Однако, возможно, ваш ребенок не произнес еще ни одного слова, и пройдет еще немало времени, пока он начнет говорить. Попытайтесь выяснить, в чем причина. Достаточно ли вы с ним разговариваете? Говорите ли вы с ним просто, понятно и медленно?
Будьте заботливы и внимательны при разговоре с ребенком. Всегда говорите грамотно на родном языке и старайтесь, чтобы ребенок вас при этом видел. Он плохо воспринимает речь, если не видит говорящего. Другое дело, если он видит мать хотя бы в зеркале, если она разговаривает с ребенком, но не может оторваться от шитья, глажки и т. д.
Не уменьшаете ли вы до смешного каждое слово? Мать может, конечно, пользоваться в разговоре с ребенком уменьшительными словами, тем более что к этому прямо толкает умилительность ребенка, но делайте это со вкусом и умеренно. Теперь, когда ребенок учится говорить, он должен слышать только правильный и чистый родной язык. Можно ли что-нибудь сделать с ребенком, который до сих пор не говорит? Ничего! Только терпеливо, правильно и выразительно говорить. Попробуйте ему также напевать.
Почему не следует говорить с ребенком сюсюкая и коверкая слова, например произносить «Мася» вместо «Маша»? Потому что при этом ребенок теряет возможность слышать правильно произносимые слова. В результате он не научится правильно говорить и органы его речи не приобретут навыка правильной артикуляции. Ребенок приобретет плохой навык; позже его сюсюканье никому не будет казаться милым, а от дурного навыка ребенок будет отвыкать с трудом! Справедливо это сюсюканье называют большой ошибкой воспитания, которую допускают люди, окружающие малыша.
Подавая какой-нибудь предмет ребенку, правильно произносите его название. Например, ребенок тянется к мячу. «Хочешь мяч? - Вот тебе мяч!» Ребенок возьмет и отбросит мяч. Он хочет, чтобы ему вновь кто-нибудь подал мяч. «Что ты хочешь?» Ребенок показывает на предмет и произносит при этом разные звуки и слоги. «Что это?» - и до тех пор будем поощрять ребенка, пока он не повторит за нами правильное название предмета. После этого подадим ему мяч.
Многие матери поначалу не согласятся с такими приемами организации воспитания. Им кажется сухим и строгим обращение к ребенку без уменьшительных слов, без сюсюканья. Не бойтесь, что вы лишитесь забавной детской речи. Ведь ребенок все равно правильно не повторит выговариваемые вами слова. Он долго будет говорить «мясик» вместо «мячик» или вообще что-то отдаленно напоминающее звуковой облик слова (попробуй догадайся, что словечко «маяй» обозначает «гулять»!). У него появится целый ряд искаженных слов, которых вы ждете, потому что они забавляют вас. Только не показывайте этого в присутствии ребенка! Ребенок будет делать то, что вам нравится, стараясь угодить и вызвать ваш смех, и будет повторять искаженные слова до тех пор, пока не привыкнет к неправильному произношению и в итоге к неправильному поведению.

Игра

Главным временем для игры ребенка вплоть до школьного возраста остается время перед обедом, а вечером - перед купанием. Поместите ребенка с одной-двумя игрушками в манеж. Покажите ему, как надо обращаться с игрушкой, и предоставьте его самому себе. Ребенок, оставшись один, привыкнет спокойно играть. Неправильно, если ребенка постоянно кто-нибудь занимает. Ребенку должна быть предоставлена возможность играть самостоятельно. Если услышите, что ребенок что-то лопочет и кричит, не спешите к нему. Не собирайте его игрушек, если он разбросает их. Предоставьте ему возможность сделать это самому. Если ребенок предоставлен самому себе в определенные часы дня, он научится сосредоточиваться на определенном занятии, будет привыкать к самостоятельности.
Это те черты характера, которые нам хотелось бы видеть у нашего ребенка. Фундамент этого закладывается уже в первые месяцы жизни.

На прогулке

Ребенка уже можно приводить на детскую площадку Если даже он еще не ходит, все равно сможет получать удовольствие от детских качелей, маленьких горок и песочницы и будет радоваться, наблюдая за другими детьми. Ни на секунду его нельзя оставить одного - это попросту небезопасно, поэтому мать не должна увлекаться разговором, книгой, вязанием и быть готова всегда прийти на помощь. Лучше всего просто быть рядом, потому что ребенок еще слишком мал, чтобы развлекаться на улице самостоятельно и понимать, что нужно делать с песком и почему нельзя тянуть его в рот.
Даже ползая, ребенок способен довольно быстро удалиться от матери, если та невнимательна, и может возникнуть ситуация, когда нужна посторонняя помощь: например, ребенок каким-то образом оказался в крапивной чаще, а мать сама панически боится крапивы, или ребенок залез в лужу, а на матери лаковые туфли. Туфлями обычно все-таки жертвуют, не раздумывая, а вот собственные страхи могут послужить и препятствием к немедленному «спасению» ребенка. Лучше позаботиться, чтобы он в подобные ситуации не попадал.

Организуйте группу детей примерно одного возраста или присоединитесь к другим матерям с детьми. Но не ждите, что дети будут играть друг с другом. Довольно долго они будут видеть в соседе лишь источник каких-то игрушек и предметов, которые нужно пытаться забрать. Но первые попытки существования в коллективе в подобном сообществе можно осуществить.

Десять месяцев это очень интересный возраст. Наблюдать за малышом забавно и приятно. Он так самозабвенно погружается в игру, что почти не замечает восхищающихся им зрителей. Кажется, что десятимесячного человека больше всего занимает вопрос, нельзя ли как-то использовать один предмет, чтобы что-то сделать с другим. Конечно, этот вопрос ребенок задает скорее действиями, чем словами. Играя одновременно с двумя предметами, малыш приходит к идее превратить один из предметов в инструмент. Приведем самые обычные примеры: ребенок берет ложку и старательно раскидывает горошины вокруг своего стульчика или колотит чайным ситечком по кастрюле. Мы видим, что ребенок в своих действиях как бы разделяет средство и результат. Используемый как инструмент предмет служит малышу средством, а достигнутый эффект - результатом. По мере того как ребенка начинают интересовать более сложные игры, вы заметите, что и в вашей манере играть с малышом тоже что-то изменилось. Когда ребенку не было и шести месяцев, вы разговаривали с ним и играли в игры по схеме “я - тебе, ты - мне”. Малышу нравились игры, требующие общения, он эмоционально реагировал на все ваши слова и действия, часто смеялся. В десять месяцев ребенок уже умеет, если нужно, самостоятельно добраться или дотянуться до игрушки, взять ее, и теперь, как правило, игры родителей с детьми не обходятся без игрушек. Малышу продолжают нравиться игры “с общением”, такие, как “прятки” или “идет коза рогатая”, а также “совместное пение”; такие игры вызывают у ребенка чувство близости и доверия к родителям. Однако в этом возрасте на первое место выходят уже игры с новыми, несколько другими игрушками, и ребенок с удовольствием играет, передавая кому-нибудь игрушку и тут же получая ее обратно, эта передача из рук в руки увлекает малыша. В процессе игры ребенок узнает и запоминает много нового.

Нейро-психомоторное развитие

1. Становление на ноги. Новый заметный прогресс выражается в том, что ребенок стоит на ножках. У одних детей это получается лучше, у других хуже. Ему ребенку удается зацепиться за перекладины манежа или кроватки и подняться, то он стоит на ножках ровно. Это наиболее важное завоевание в моторном развитии ребенка. И эту победу он чувствует сам: у него веселое лицо, он с гордостью смотрит вокруг себя. Едва встав на ноги, он пытается подпрыгивать, поднимать руки вверх. Радость от движения превосходит моторные возможности малыша. Его голени еще слабы и не могут выдержать тяжести тела. Ребенок, поддерживаемый подмышки, а к началу 11-го месяца только за ручки, пытается шагать. Стояние на ножках и пробы передвижения дают ребенку понятие о пространстве.

2. Схватывание. Только в этом возрасте у малыша получается схватывать предметы между большим и указательным пальцами. Благодаря этому он хватает легкие предметы легко и ловко. Ребенку доставляет удовольствие схватить предмет и бросить. Эти движения он проделывает многократно.
Этот маневр становится осознанной игрой малыша.

Память

В этом возрасте начинает развиваться память. Ребенок продолжает узнавать знакомые лица и предметы.

Практический ум

В этом возрасте можно заметить первые проявления практического мышления. Это проявляется в том, что малыш может открывать коробку, может выполнить простые указания (”Дай мне игрушку!”). Он по команде умеет открывать рот, протягивать игрушку.

Речь

Ребенок произносит цепи парных слогов: “ма-ма”, “па-па”, “та-та” без назначения. Он реагирует, когда его зовут по имени, когда просят дать какой-либо предмет. Малыш имитирует звуки, которые он слышит или издает сам, модулирует свой голос: громко, тихо, пытается шептать. Играет языком, слюной, чтобы производить шум.

Социальный контакт

Ребенок начинает понимать, когда его бранят или хвалят; он выдумывает разные трюки, реагирует согласно своему характеру на малые “приказания” взрослых. К посторонним малыш относится селективно (сдержанно). Он громко смеется или улыбается, выражает удовольствие или неудовольствие, но взрослые могут отвлекать его внимание. Ребенок начинает играть со взрослыми. Он хочет играть в той комнате, где находятся взрослые. Ждет, чтобы с ним разговаривали. Если его оставляют одного, то он реагирует плачем.

Необходимо обратить внимание, если ребенок:

– к концу 10-го месяца не сбрасывает игрушки со стола;
– к концу 10-го месяца не повторяет или не имитирует движения, которые показывают ему взрослые или которые вызывают смех окружающих.

Вышеперечисленное может свидетельствовать о нарушениях темпа развития вашего малыша.

Практические советы

Десятимесячный-ребенок нуждается в разнообразии. Даже если дома у него много разных интересных занятий и игрушек, ребенку все-таки необходимо некоторое время проводить вне дома. Поездка в машине, посещение магазина, поход в гости к родственнику или к товарищу по играм необычайно важны не только для мамы, но и для ребенка. К этому возрасту детские игры становятся все более осмысленными и “организованными”, поэтому хорошо, если мама и папа могут специально отвести какое-то время для игр с малышом. Очень важно, чтобы отец занимался с малышом, так как у пап и мам обычно разная манера игры. Папы больше шумят и способствуют физическому развитию ребенка, а мамы особое внимание уделяют интеллектуальному воспитанию. Для ребенка важны и те и другие игры.

Время кормления. Из пустых коробок из-под крупы и банок из-под сока, контейнеров для яиц, баночек из-под масла и т. п. могут получиться великолепные замки и мосты для вашего малыша. Эти неустойчивые сооружения наглядно продемонстрируют ребенку, что такое сила тяжести и законы равновесия. Эти кухонно-строительные материалы тоже нуждаются в жизненном пространстве. Выделите малышу какой-нибудь ящик, чтобы там могли храниться все коробочки и баночки для детских предобеденных игр. Пусть малыш сам складывает их в ящик, это доставит ему огромное удовольствие, почти такое же, как от сооружения замков.

Сидение для малыша. Для ребенка можно купить специальное высокое сидение, которое даст ему возможность приятно проводить время за общим столом, особенно если вы вместе с малышом отправляетесь в ресторан. Довольный ребенок будет сидеть рядом с вами, но в этом случае вы, конечно, не сможете гарантировать сохранность скатерти. Так же нет уверенности, что часть еды не окажется под столом. (Эту проблему может решить расстеленная на полу полиэтиленовая скатерть.)

Время купания. Мыльные пузыри - это хорошая забава, и ваш ребенок будет с удовольствием пускать мыльные пузыри через соломинку, сидя в своей ванночке с чистой водой. Сначала вы сами выдуйте через соломинку пузыри, а потом дайте соломинку малышу, чтобы он сделал то же самое, подражая вам.

Команды. В десять месяцев малыш готов выполнять простые команды. “Вымой животик!”, “Вымой ножки!” - и малыш будет с удовольствием следовать всем вашим указаниям и гордиться своей понятливостью.
В детской ванночке вполне можно устроить дождь. Небольшая пластмассовая коробка легко превращается в “тучку”, нужно только проделать в ней маленькие дырочки. Пусть малыш сам нальет в коробочку воды, а вы поднимите ее повыше: “Смотри, какой сильный дождь!”

Сюрпризы. Заверните в “купальную” тряпочку пластмассовую или резиновую игрушку и дайте ее ребенку. Это будет маленькая тайна, которую он может раскрыть, сидя в своей ванночке. Покажите ему, как это сделать. Скоро ему захочется устроить подобный сюрприз и для вас.

Развитие ребенка и уход за ним от рождения до трех лет Валерия Вячеславовна Фадеева

10-й месяц

10-й месяц

Режим дня

В среднем малыш ест 5 раз в сутки каждые 4 часа.

Периоды бодрствования после кормления составляют 2–2,5 часа.

Сон после бодрствования длится 1,5–2 часа. Днем ребенок по-прежнему спит 2–3 раза.

Проводите гимнастику во второй период бодрствования примерно через 1 час после того, как малыш поел.

Помните о прогулках.

Заботы и дела для родителей

Вам может показаться, что кроха готовится стать настоящим акробатом, так как он обожает преодолевать всевозможные препятствия – ступеньки, табуретки, стулья. Не стоит переживать по этому поводу – с вашим малышом все в порядке. Лучше посодействуйте ему. Постройте для него на полу город из диванных подушек.

Синяки и шишки в этом возрасте не редкость. Эго результат того, что ребенок осваивает мир и приобретает свой собственный жизненный опыт.

Малыш по-прежнему все тянет в рот. С этим ничего не поделаешь. Ваша задача – проследить за тем, чтобы колющие и прочие опасные предметы были вне его зоны досягаемости.

Ребенку необходимо место для безопасного ползания.

Малыш время от времени пугается обычных и совсем не страшных, на ваш взгляд, предметов – вязаного шарфа, большой кожаной сумки и др. Не стоит силой засовывать ему в руку «страшную» вещь. Ребенок расплачется. Лучше покажите ему представление. Разыграйте знакомство с шарфом, повяжите его себе на шею, погладьте его сначала сами и только потом вместе с ручкой крохи. Кстати, если вы сами побаиваетесь пауков или ос, не стоит при ребенке бурно демонстрировать свои эмоции. Дети быстро перенимают поведение взрослых.

Продолжайте играть с ребенком в пальчиковые игры.

Гимнастика для малышей с 9 до 12 месяцев

Продолжайте делать упражнения «Веселый велосипед», «Мельница», «Боксер», а также познакомьте малыша с новыми. Активно используйте различные предметы: палочку, мячик, кольца. Палочка – прекрасный тренажер для упражнений ногами; кольца способствуют укреплению мышц кистей и предплечий.

Давай походим! Замечательно, если малыш уже может сделать 2–4 шага с вашей помощью. А возможно, ваша помощь ему уже и не нужна!

Давай поприседаем! Во время упражнения поддерживайте ребенка за руки. Следите за тем, чтобы, приседая, малыш опирался на всю стопу. Повторите упражнение 4–6 раз.

Игры и игрушки для малышей

Кроха снова и снова готов изучать игрушку и совершать с ней одни и те же действия по нескольку десятков раз. Для него это совсем не утомительно (не то, что для взрослого), так как он познает мир в игре.

В этом возрасте ребенку нужны:

Мягкие домики с окошками различной формы и мягкими вставками в них;

Резиновые пищалки;

Мягкие игрушки, которые могут пищать, шуршать;

Игрушки, наполненные маленькими шариками, которые ощущаются пальчиками;

Коробочки с секретом;

Механические игрушки;

Игрушки, которые можно толкать, тянуть, переворачивать и бросать;

Составные игрушки, которые можно разбирать на части, находя один предмет внутри другого;

Несложные конструкторы крупных форм;

Игрушки, в которых можно вращать шарики, трогая их пальчиком, толкать предмет, катящийся по желобку;

Формочки из набора для песочницы;

Кукольная посуда;

Игрушечный телефон.

В этом возрасте ребенок играет в подражание. Он многократно воспроизводит действия или слова окружающих в конкретной ситуации. Например, нажимает кнопки на пульте телевизора или прикладывает телефонную трубку к уху.

Продолжайте играть с ребенком в пальчиковые игры.

Сорока

Сорока-Белобока,

Кашку варила,

Деток кормила.

(Поводите по ладошке ребенка пальчиком.)

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала.

А этому не дала, не дала!

Ты дров не колол,

Воды не носил,

Каши не варил.

(Потрясите последний пальчик.) Мои пальчики

Этот пальчик маленький

(загибайте мизинчик).

Этот пальчик слабенький

(загибайте безымянный пальчик).

Этот пальчик длинный

(загибайте средний пальчик).

Этот пальчик сильный

(загибайте указательный пальчик).

Ну, а это – толстячок

(загибайте большой пальчик),

А все вместе кулачок

(потрясите кулачком)! Пальчики

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – папа,

Этот пальчик – мама,

Этот пальчик – я,

Вот и вся моя семья!

(Поочередно показывайте на пальчики малыша.)

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик лег в кровать,

Этот пальчик лишь вздремнул,

Этот пальчик уж заснул.

Этот крепко, крепко спит.

Тише! Тише, не шумите!

(Поочередно загибайте пальчики малыша.)

Солнце красное взойдет,

Утро ясное придет.

Будут птички щебетать,

Будут пальчики вставать!

(Поочередно разгибайте пальчики малыша.)

Где кошечка? Как только ребенок научится указывать пальчиком на интересующий его предмет, начните вместе искать знакомые вещи. Попросите показать вам кошечку, кроватку, телефон.

Развитие ребенка к концу 10-го месяца

? Спокойно стоит без опоры, самостоятельно поднимаясь. Идет, придерживаясь за руку.

? Ребенка увлекают мелкие предметы, ему нравится их ощупывать и разглядывать.

? Может показать пальчиком на то, что ему интересно и что он хотел бы немедленно получить.

? Садится на пол из положения стоя.

? Катает мяч по полу в направлении, которое указал взрослый. ? Смотрит по направлению руки взрослого.

? Показывает любовь к близким, обнимает их.

? Понимает, когда с ним прощаются.

? Ищет спрятанную у него на глазах игрушку.

? Поднимает предметы, удерживая их большим и указательным пальцами.

? Поднимает чашку двумя руками.

? Берет ложку за ручку.

? Подражает движениям взрослых.

? Открывает и закрывает дверцы.

? Называет предметы отдельными, но одними и теми же упрощенными словами или слогами.

? Выполняет простые требования и понимает запрет. Из книги Мы ждем ребенка. Книга для будущих родителей автора Г. В. Цветкова

ШЕСТОЙ МЕСЯЦ В конце шестого месяца беременности у развивающегося ребенка заметны пальцы рук и ног, отделяются веки и открываются глаза. Его рост уже около 33 см, вес – 910 г (рис. 13). Кожа у него блестящая и содержит немного жира в подкожной ткани. В случае преждевременных

Из книги Планируем ребенка: все, что необходимо знать молодым родителям автора Нина Башкирова

ВОСЬМОЙ МЕСЯЦ В конце восьмого месяца ребенок может видеть и слышать. Почти все системы его организма (кроме легких) хорошо развиты. Особенно интенсивно в этот период растет мозг. В этом сроке беременности длина тела ребенка составляет примерно 45 см, вес – 2500 г. В случае

Из книги Вы и ваша беременность автора Коллектив авторов

ДЕВЯТЫЙ МЕСЯЦ К концу девятого месяца беременности ребенок уже полностью сформировался. Он весит более 3 кг, имеет длину тела около 50 см, должен лежать головкой вниз и меньше двигаться, так как ему уже не хватает места в матке (рис. 16). Если по результатам анализов или

Из книги Развитие ребенка и уход за ним от рождения до трех лет автора Валерия Вячеславовна Фадеева

Девятый месяц К этому времени ребенок занимает правильное положение, поворачиваясь головкой к выходу из родовых путей. Он прибавляет около 5 см роста и примерно 1 кг веса. Теперь он занимает так много места в матке, что ему почти негде двигаться и его активность заметно

Из книги автора

Дитя в 1 месяц Кормление. Ест он шесть раз в сутки, из них раз, а то и два раза ночью. Часы кормления становятся всё более постоянными. Те, что ночью понемногу отодвигаются к утру. Количество выпитого молока не постоянно.Движения. Во сне руки и ноги всё ещё согнуты. Спит на

Из книги автора

1-й месяц Первое обследование новорожденногоРебенок в первые часы своей самостоятельной жизни испытывает сильнейший шок. После 9-месячного пребывания в раю – теплом, укромном, надежном месте – в животе матери, появляясь на свет, он сразу попадает совершенно в другой мир.

Из книги автора

3-й месяц Режим дня?В среднем ребенок ест 6 раз в сутки каждые 3,5 часа (если вы кормите малыша грудью по требованию, то возможно и больше в зависимости от желаний крохи).?Периоды бодрствования после кормления составляют 1–2 часа. Сон после бодрствования – 1,5–2 часа. Днем

Из книги автора

4-й месяц Режим дня?В среднем ребенок кушает 6 раз в сутки каждые 3,5 часа (если вы кормите грудью по требованию, то больше).?Периоды бодрствования после кормления составляют 1–2 часа.?Сон после бодрствования длится 1,5–2 часа. Днем ребенок спит 4 раза.?Помните о прогулках.Заботы

Из книги автора

5-й месяц Режим дня?В среднем малыш питается 5 раз в сутки каждые 4 часа.?Периоды бодрствования после кормления составляют 1,5–2 часа.?Сон после бодрствования длится 1,5–2 часа (3 раза в день). Малыш подрастает, и его дневной сон становится более чутким. Это не значит, что

Из книги автора

6-й месяц Режим дня?В среднем ребенок ест 5 раз в сутки каждые 4 часа.?Периоды бодрствования после кормления составляют 1,5–2 часа.?Сон после бодрствования длится 1,5–2 часа. Днем ребенок спит 2 раза.?Массаж и гимнастику лучше проводить в период второго бодрствования.?Помните о

Из книги автора

7-й месяц Режим дня?В среднем малыш ест 5 раз в сутки каждые 4 часа.?Периоды бодрствования после кормления составляют 1,5–2 часа.?Сон после бодрствования длится 1,5–2 часа. Днем ребенок спит 3 раза.?Массаж и гимнастику проводите, как и ранее, в период второго бодрствования.

Из книги автора

8-й месяц Режим дня?В среднем малыш ест 5 раз в день каждые 4 часа.?Периоды бодрствования после кормления составляют 1,5–2 часа.?Сон после бодрствования длится 1,5–2 часа. Днем ребенок спит 3 раза. Очень важно соблюдать режим дня, так как его нарушение может привести к разладу.

Из книги автора

9-й месяц Режим дня?В среднем малыш ест 5 раз в сутки каждые 4 часа.?Периоды бодрствования после кормления составляют 2–2,5 часа.?Сон после бодрствования длится 1,5–2 часа. Днем ребенок спит 2–3 раза. Если вы поздно уложите малыша на дневной сон, не удивляйтесь, что вечером он

Из книги автора

10-й месяц Режим дня?В среднем малыш ест 5 раз в сутки каждые 4 часа.?Периоды бодрствования после кормления составляют 2–2,5 часа.?Сон после бодрствования длится 1,5–2 часа. Днем ребенок по-прежнему спит 2–3 раза.?Проводите гимнастику во второй период бодрствования примерно

Из книги автора

11-й месяц Режим дня?В среднем малыш ест 5 раз в сутки каждые 4 часа.?Периоды бодрствования после кормления составляют 2–2,5 часа.?Сон после бодрствования длится 1,5–2 часа. Днем ребенок спит 2 раза (некоторые детки переходят на один дневной сон).?Помните о прогулках.Заботы и

Из книги автора

12-й месяц Режим дня?В среднем малыш ест 5 раз каждые 4 часа.?Периоды бодрствования после кормления составляют 2–2,5 часа.?Сон после бодрствования длится 1,5–2 часа. Днем ребенок спит 2 раза (некоторые детки переходят на один дневной сон).?Помните о прогулках.Заботы и дела для

Для ребенка этого возраста очень характерно стремление к разнообразию и переменам. Он не может надолго задерживаться на чем-то одном и постоянно находится в поисках чего-то нового, на его взгляд, более интересного. Поэтому старайтесь максимально разнообразить повседневную жизнь малыша. Сейчас это ему очень необходимо. Возьмите кроху с собой в гости, можете поехать с ним ненадолго куда-то в машине, сходите вместе в магазин и т.д.

Старайтесь уже с этого возраста приучать кроху к порядку. Складывайте вместе игрушки. Отведите специальное место для повседневных игр. Не забывайте приглашать к игре и папу, т.к. для ребенка важно разностороннее развитие. А игры пап, как известно, отличаются от игр, в которые играют с детьми мамы. Папы в основном направляют внимание на физическое развитие, а мамы - на психоэмоциональное и интеллектуальное.

Давайте поиграем!

Рупор! Скрутите из бумаги или картонки трубку в виде рупора и проговорите туда несколько слов. Это могут самые простые слова или даже слоги, как например «ма-ма», «да-да» и «па-па». Можете в процессе менять интонацию и скорость речи. Понаблюдайте за реакцией крохи. Возможно, он попросит у вас этот рупор и попробует повторить ваши действия.

Развиваем моторику. Сделайте в какой-нибудь картонной коробочке (например, из-под молока или духов) несколько маленьких круглых отверстий и пусть ваш кроха засовывает туда пальчики. Можно также изнутри расклеить ее разными лоскутками (мех, шелк, плюш и т.д.). Покажите на своем примере как ею играть, а также можете вдвоем с крохой засунуть пальчики внутрь и попробовать друг друга найти. Кроме того, такой коробочкой можно также отвлечь кроху где-то в дороге или в дальней поездке.

Слушаем и находим. Покажите крохе часики или телефон, на котором звучит музыка (желательно старый мобильный использовать, который не жалко испортить), а затем спрячьте предмет под покрывалом. Пусть малыш внимательно прислушается и найдет спрятанную вещь! Такая игра будет улучшать слуховые навыки ребенка!

Играем с машинками. Научите кроху толкать машинку по полу, чтобы она двигалась от толчка сама. В скором времени малыш научится так толкать машинку, что та будет самостоятельно долго ехать.

Мелкие кусочки. В этом возрасте дети уже любят что-то разрывать на кусочки. Если вы видите у крохи такие активные проявления, подготовьте заранее для него специальную бумагу, которую можно рвать. Это могут быть салфетки, фольга, бумага для выпекания и т.д. И в следующий раз, когда малыш захочет разорвать, например, книгу, дайте ему эти приготовленные листочки. Покажите малышу, как правильно это делается. Только внимательно следите, чтобы затем мелкие кусочки ребенок не потянул в рот!

Развиваем координацию движения!

На прогулке. Во время прогулки можно найти очень много различных забав и занятий. Например, соберите вместе в кучку камешки или выложите их в одну ровную линию. Также можно разложить все это в порядке возрастания. Добавьте в игру и мелких палочек или травинок. В таких играх ребенок хорошо будет развивать осязание!

Надувной круг. Надувной круг можно использовать не только по прямому названию, но и играть с ним в остальное время года. Одной из игр может быть забава на понимание равновесия. К примеру, возьмите кубики и расставьте их по поверхности круга. Вначале можете делать это вместе, а затем позвольте малышу самому осуществлять весь процесс. Другой весьма веселой и занятной игрой для крохи может быть бросание предметов в центр круга. При этом, круг может быть в воде в ванной. Как правило, детям очень нравится эта игра, и они могу бросать предметы до бесконечности. Следите, чтобы малыш не бросил в воду «неподходящий» предмет в виде часов или мобильного телефона. Также берегите свои телефоны от туалетов и умывальников - не успеете оглянуться, как ваше средство связи будет плавать в известном месте.

Возьми сам. В этом возрасте уже можно учить кроху к тому, что он может сам взять желаемый предмет. Если малыш просит какую-то игрушку, то не давайте сразу ее ему в руки, а положите неподалеку, чтобы он приложил усилия и сам дотянулся. Предмет также можно положить на невысокую полку или на низкий столик перед телевизором.

Раз, два, три. Если кроха держит в каждой ручке по игрушке, дайте ему еще и третью и понаблюдайте, что он будет делать. Он либо сообразит, как удержать сразу три предмета, либо освободит ручку от одной игрушки и возьмет другую.

Новые игры и эксперименты!

Большой и маленький. Во время игр ребенок постепенно понимает, что один предмет может быть больше, а второй меньше. А также, что эти предмет можно складывать друг в друга. Давайте крохе два пластиковых стаканчика и покажите, как можно сложить один в другой.

Бросаем и вынимаем. Дайте крохе для игры пластиковую бутылку и прищепки. Пусть он бросает их внутрь. Покажите крохе в начале, как бросать и как вынимать прищепки. В итоге у малыша будет большая погремушка. Также для этой игры может подойти банка из-под кофе.

Где наш папа? Когда папа на работе, можно поиграть в игру: «Где же папа?», взяв папину фотографию. Положите ее куда-нибудь под покрывало или под стол и ищите. Когда вместе с крохой найдете, изобразите бурный восторг! После нескольких совместных поисков, предложите малышу самому поискать папу. Если он найдет - похвалите его за успех и за старания!

Ищем сестричку. Дайте крохе две фотографии, например папы и сестрички (братика). Когда малыш рассмотрит их хорошо, накройте чем-то и попросите найти сестричку. Очень большая вероятность, что ребенок найдет вам правильную фотографию!

Развиваемся во время повседневных дел!

Стройте вместе крепости! Рекомендуем не выбрасывать разные коробки из-под круп, соков, молока и т.д., а использовать их в качестве строительного материала! Стройте вместе с крохой замки, пирамиды и башни, а потом все это разваливайте! Так ребенок будет учиться понимать законы тяжести и равновесия! Не забудьте выделить для малыша удобный склад для его строительных запасов!

Мыльные шарики. Дайте крохе во время купания надувать мыльные пузыри! Вначале можете продемонстрировать процесс на своем примере, а затем уже дать малышу!

Большой и самостоятельный. Ребенок уже всеми силами пытается быть самостоятельным. Позвольте ему самому помыть себе животик, ручки и ножки. Не беда, если у него не очень хорошо пока еще получается! Главное - это его стремление. Попробуйте ему помочь, но если он не желает принимать помощь - не настаивайте!

Веселые дырочки. Во время купания дайте крохе картонную коробочку с несколькими дырочками. Наберите туда водички и приподнимите ее, пусть на кроху польется дождик! Дайте малышу коробочку, чтобы он самостоятельно смог сделать такой дождик!