Что такое побудительные предложения в русском языке. Что значит побудительное предложение

Побудительное предложение

Предложение, выражающее волеизъявление говорящего (приказ, просьбу, предостережение, протест, угрозу, призыв, приглашение к совместному действию и т. д.).

Грамматические средства оформления побудительных предложений:

1) побудительная интонация. Дежурного генерала скорее! (Л. Толстой). К барьеру! (Чехов);

2) сказуемое в форме повелительного наклонения, инфинитива, сослагательного наклонения, изъявительного наклонения в сочетании с побудительной интонацией. Не пой, красавица, при мне ты песен Грузии печальной (Пушкин). Продолжать огонь! (Кетлинская). Чтоб никогда об вас я больше не слыхала! (Грибоедов). Ты бы ушла, Настя (Леонов). Пошёл с дороги! (Горький);

3) особые частицы, вносящие в предложение побудительный оттенок. Пусть наше сердце не замрёт, не задрожит рука! (Исаковский). А пускай его ходит и заглядывает (Горький). Давайте с вами поцелуемся (Макаренко). Ну давай зайдём (Панова).


Словарь-справочник лингвистических терминов. Изд. 2-е. - М.: Просвещение . Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. . 1976 .

Смотреть что такое "побудительное предложение" в других словарях:

    побудительное предложение - Предложение со значением волеизъявления, побуждения к действию; сказуемое побудительного предложения обычно выражается глаголом в повелительном наклонении. П.п. может использоваться в разных стилях. В публицистической речи побудительные… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

    Побудительное предложение - функциональный тип предложения, выражающий адресованное собеседнику побуждение выполнить названное действие. Формой, специально служащей для выражения побуждения, является повелительное наклонение (императив); ср.: Приходи поскорее! Не делай… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

    См. вопросительное предложение

    У этого термина существуют и другие значения, см. Предложение. Предложение (в языке) это минимальная единица языка, которая представляет собой грамматически организованное соединение слов (или слово), обладающее смысловой и интонационной… … Википедия

    Предложение, выражающее вопрос (ср. другие типы предложений по цели высказывания: повествовательное предложение, побудительное предложение). Различаются: а) собственно вопросительное предложение, на которое реально ожидается ответ. Далеко вы… … Словарь лингвистических терминов

    Предложение (в языке) это минимальная единица человеческой речи, которое представляет собой грамматически организованное соединение слов (или слово), обладающее смысловой и интонационной законченностью. («Современный русский язык» Валгина Н. С.) … Википедия

    Предложение (в языке) это минимальная единица человеческой речи, которое представляет собой грамматически организованное соединение слов (или слово), обладающее смысловой и интонационной законченностью. («Современный русский язык» Валгина Н. С.) … Википедия

    То те, что побудительное предложение … Словарь лингвистических терминов

    Предложение, в котором выражение содержания мысли сопровождается выражением чувства говорящего. Конструктивными элементами восклицательных предложений являются междометия, эмоциональные частицы, восклицательная интонация. Восклицательным может… … Словарь лингвистических терминов

Л. Ф. Бердник

Вопросительно-побудительные предложения в современном русском языке

В исследованиях по синтаксису русского языка вопросительно-побудитель­ные предложения квалифицируются как особая семантическая разновидность вопросительных высказываний. Сход­ство вопросительных и побудительных предложений отмечено в науке о языке давно; так, еще Ф.Ф. Фортунатов, а вслед за ним и А.М. Пешковский рас­сматривали вопросительные предложе­ния как одну из разновидностей побуди­тельной речи. В книге «Очерки по тео­рии синтаксиса» (Воронеж, 1973) И.П. Распопов говорит об определен­ном сходстве вопросительных и побудительных предложений: вопросительные предложения также содержат волеизъявление, побуждая к ответу. Однако эти и подобные разрозненные замечания не дают целостного представления о струк­турно-семантических и стилистически особенностях вопросительно-побудительных конструкций. В данной статье мы обратимся к специфике выражения побуждения в форме вопроса.

Вопросительное предложение уже по своей природе близко к побудительному, так как содержит волеизъявление, побуждая к ответу, но это побуждение к особому действию - речевому. Ср.:

Куда ты идёшь? - Скажи, куда ты идешь.

Что ты делаешь? - Скажи, что ты делаешь.

Значение этих предложений - вопросительное. Но в одним случае это значение получает грамматикализованное выражение при помощи вопросительной структуры с вопросительным словом, а в другом - вопрос выражен лексически - глаголом со значением речи в повелительном наклонении. Побудительную фразу типа Скажи мне... можно подставить практически почти к любому вопросу. Но употребление побудительной части является избыточным, поскольку вопрос своей формой сам по­буждает собеседника к ответу, хотя подобные «избыточные» побудительно-вопросительные конструкции встреча­ются довольно часто. Они усиливают вопрос, подчеркивают его, требуют обя­зательного ответа, например:

- Скажи мне, Яков, зачем ты сту­чишь? - спросил я. (Короленко); - А вот так, - говорит Митрий Василии,- отвечай по правде: ты за сколь душ подати несёшь? (Он же); - Ну, расскажи, рас­хожи, как тебя надоумили храм ремонтировать? - Да как? Никак. (В. Шукшин).

Итак, значения вопроса и побуждения к действию очень близки, оба они относятся к эмоционально-волевому языку, поэтому в определенных условиях вопросительное предложение может побуждать не к речевому, а к обычному действию (к чему, собственно, и направлены побудительные высказывания). Общим условием появления побудительного значения у вопросительной формы является широта грамматической семантики вопросительного предложения, его многозначность: способность иметь разные значения в разных условиях. На потенциальную многозначность вопросительных предложе­ний указывалось в работах А.М. Пешковского,

О. Есперсена, А.И. Смирницкого, Н.И. Жинкина, Е.И. Шендельс и др. В значении вопросительного предло­жения выделяются три семы: сема во­проса, сема сообщения и сема побужде­ния (под семой понимается минимальный элемент грамматического значе­ния).

Частными условиями, благоприятствующими появлению семы побуждения форме вопроса, являются лексическое наполнение, контекст, ситуация и интонация. Поэтому значение побуждения реализуется далеко не всеми структурными элементами в предложении, а лишь некоторыми с определенным лексическим наполнением, в опре­деленной ситуации и с особой интонаци­ей. Сохраняя общее значение вопроса, эти конструкции могут выражать и по­буждение к действию. Рассмотрим осо­бенности таких предложений.

Со значением побуждения к действию могут выступать как местоименные, так и неместоименные вопросительные предложения.

В неместоименных вопросительных предложениях значение побуждения часто возникает у вопросительных структур с частицей не...ли, которая как бы обрамляет предикат, выражен­ный модальными глаголами хотеть, же­лать, мочь, иногда в сочетании с веж­ливым обращением к слушателю на Вы , эксплицитно или имплицитно выражен­ным, например:

Вот сочные ломтики! Не хотите ли? (Маяковский); - Не хотите ли, -шепнул он мне вдруг,- я познакомлю вас с первым здешним остряком? (Тургенев).

Кроме модальных глаголов в этих конструкциях используются и полнозна­менательные глаголы, например:

Молока не выпьете ли на дорогу? - сказал Яков. (М. Горький); Не купишь ли у меня еще участок лесу? (А.Н. Ост­ровский).

Значение побуждения может быть вы­ражено инфинитивными вопроситель­ными предложениями с частицей не...ли. При этом побудительное значение уси­ливается благодаря взаимодействию инфинитива с частицей а в начале пред­ложения и указанием на адресат в фор­ме дательного падежа местоимения 2-го лица единственного или множест­венного числа:

А не пойти ли нам погреться? (А.Н. Толстой); А не пойти ли нам поужинать? (М. Горький); Слушай, а не провести ли тебе еще одну операцию? (П. Нилин).

Побудительное значение часто обна­руживается в неместоименных вопроси­тельных предложениях с модальными словами может быть (может ) в сочета­нии с глаголами совершенного вида и указанием адресата. Адресат речи всег­да узнаваем из контекста, если даже формально он не выражен. Обычно такие высказывания выражают мягкую просьбу, совет, например:

Может бить, ты с дороги моешься, папа? (Г. Николаева); M ожет быть, мы обсудим этот вопрос? (В. Тендряков); Может, встанешь походишь маленько? Давай повожу тебя по избе. (В. Шукшин).

Местоименные вопросительные предложения также могут иметь побудитель­ное значение. Так, побудительное зна­чение совета содержат инфинитивные предложения с вопросительными слова­ми почему, отчего с частицей бы , отри­цанием не и дательным падежом адре­сата, например:

Послушай, дорогой мой, а отчего бы вам не попробовать выступать на эстраде? (Куприн); Тогда почему нам не попытать­ся взглянуть на все, что нас окружает, как говорится, свежим взглядом? (Ком. правда.- 1977.

Обычно в таких предложениях преоб­ладает совершенный вид глагола, что способствует более мягкому выражению побуждения.

Вопросительные предложения с местоимением что , которые, как правило, имеют в своем составе отрицательную частицу не , могут выражать значение приглашения, предложения, например:

Что же вы не посидите? Я подогрею само­варчик. (К. Федин); Что же вы не весели­тесь... ну? (Л. Леонов).

В разговорной речи часто встречают­ся такие вопросы-приглашения: Что не заходите к нам? Что же не приез­жаете?

В вопросительно-побудительных предложениях часто встречается отрицательная частица не , которая не имеет отрицательного значения, а как бы вно­сит новые экспрессивные оттенки в се­мантику побуждения и актуализирует побудительное значение вопроситель­ной формы.

Побудительное значение проявляется в инфинитивных вопросительных предложениях с местоименным фразеологизмом А что если , например:

А что если попробовать? (Д. Гранин); А что если сейчас позвонить Крылову? (Он же); А что если на Кубань уйти, подальше отсель... далеко...далеко. (М. Шолохов).

В этих конструкциях адресат формально не выражен, но из контекста ясно, что побуждение адресовано 1-му лицу.

Основным признаком побудительности является обращенность к адресату. Адресованность побуждения может быть направлена к собеседнику (2 лицо), к самому себе (1-е лицо), к 3-м лицу, а также на побуждение к совместному действию говорящего и собеседника. Адресованность выражается в личных формах местоимений и глаго­лов.

В инфинитивных вопросительно-побудительных предложениях при адресованности побуждения 2-му лицу обязательным компонентом структурной схемы является указание на адресат в формеме дательного падежа местоимения 2-го лица единственного или множественного числа.

При адресованности побуждения самому себе дательный падеж адресата отсутствует.

Какие же побудительные значения могут выражать вопросительно-побудительные предложения и в чем их отличие от собственно побудительных высказываний?

Существует три основных типа значения императива: а) категорическое побуждение с частными значениями тре­бования, приказа, команды, распоряже­ния, запрещения; б) смягченное побуждение с частными значениями просьбы, упрашивания, убеждения, мольбы; в) так называемое «нейтральное» побуждение, представляющее собой пе­реходную ступень между смягченным категорическим побуждением: совет, приглашение, разрешение, предостере­жение. Эти оттенки значения не всегда можно четко разграничить, потому что при этом большую роль играет интонация, контекст, ситуация, лексически наполнение. То же самое можно сказать и о вопросительно-побудительных пред­ложениях. Причем, в них значение вопроса полностью не исчезает, оно как бы отодвигается на второй план, и его при­сутствие проявляется в оттенках пере­даваемого побуждения: побуждение может быть более мягким, неофициаль­ным, так как говорящий не знает, как будет воспринят его совет, поэтому этот совет облекается в форму допроса: это одновременно и совет и вопрос (Почему бы тебе не сходить к врачу? ), приглашение и вопрос (Может быть, сходим в кино? ). Иногда говорящий по ситуации не может давать совет или выражать другой вид побуждения; в этом счалучае побуждение также облекается в форму вопроса (Ваше превосходительство, не дозволите ли довезти вас? - Куприн). Таким образом, мягкое побуждение в форме вопроса употребляется там, где отношения междy собеседниками неравноправные, где один собеседник в силу разных причин не может позволить себе выразить по­буждение более категорично. В этом одна из причин употребления вопроси­тельно-побудительных предложений вместо собственно побудительных.

С другой стороны, некоторые виды побуждения в вопросительной форме более категоричны, чем в побудитель­ном предложении. Это относится к запрещению действия, что в вопро­сительной форме сближается с угрозой:

Тетке надоели мои хождения. - Ты дашь сегодня покой дверям? А ну, садись на место, берись за пряжу. (Ч. Айтма­тов).

В вопросительно-побудительных предложениях, выражающих запрещение действия, наблюдается переосмысление значений вопросительных местоимений (что в значении «зачем»), нарушение прямых отношений и связей между словами (Ты дашь сегодня покой дверям? ). Это приводит к тому, что действие, которое непосредственно обозначено глаголом, мыслится как нежелательное и даже запрещается говорящим. Такое переосмысление содержания высказывания тесным образом связано с определенной интонацией, близкой к восклицательной, с особен­ностями лексического наполнения. В этих предложениях частица не отсутствует, тогда как в побудительном предложении запрет обычно выражается формой глагола несовершенного вида с отрицанием не :

Не пой, красавица, при мне ты песен Грузии печальной... (Пушкин).

Итак, вопросительные предложения могут иметь значения простого побуждения (предложения), просьбы, совета, приглашения к действию, запрещения действия и не могут выражать значения призыва, распоряжения, приказа. Вопросительно-побудительные предложения способны выражать многие частные значения всех трех типов побуж­дения: категорического, нейтрального и смягченного, при этом качество по­буждения меняется: оно либо усили­вается, становится более жестким, ка­тегоричным, либо, наоборот, смягча­ется.

Чаще всего вопросительное предло­жение выступает со значением прос­того побуждения к конкретному дейст­вию, которое полезно для адресата. С таким значением сближается значе­ние приглашения, например:

Кваску, господа, не угодно ли? (Коро­ленко); Может, хотите позавтракать с нами? (Ю. Бондарев); - Поедемте со мной? - предложил он. - У меня тут брат живет. (В. Шукшин).

Вопросительно-побудительные пред­ложения со значением просьбы отли­чаются особой деликатностью выраже­ния просьбы, близкой к упрашива­нию:

- Дядя, а дядя... - сказал Андрей Ива­нович заднему мужику, - не подвезешь ли нас? (Короленко).

Нерешительная просьба выражается неместоименными структурами с мо­дальным словом может быть (может ):

Я ухожу. Может быть, ты проводишь меня? (М. Горький).

Вопросительно-побудительные пред­ложения со значением совета также выражают мысль более деликатно, не­навязчиво. Совет всегда обосновывает­ся, поддерживается контекстом, напри­мер:

- А почему бы тебе не пойти на эту должность? - спросил Крылов. - Ты так хорошо понимаешь необходимость самопо­жертвования. (Д. Гранин).

Вопросительно-побудительные пред­ложения часто выражают побуждение к действию и самого говорящего:

- А может быть, все же рискнуть, попробовать? - спрашивал себя капитан Енакиев, подкручивая по глазам окуляры стереотрубы. (В. Катаев).

Вопросительно-побудительные пред­ложения выражают и побуждение к сов­местному действию, которое также бо­лее непринужденно, естественно, неофи­циально по сравнению с побуждением, выраженным побудительным предложе­нием:

Пойдем вместе? Станцуем? (В. Шукшин)

Значение лингвистического термина “побудительное предложение” легко понять даже на интуитивном уровне – из название понятно, что речь идет о такой языковой единице, которая побуждает к действию. Но каким образом она это делает, какое имеет значение и какие принимает формы? Побуждение может выражаться по-разному, и все его особенности изучаются в 3 классе.

Особенности и формы побудительного предложения

Стремление к определенному действию в побудительных предложениях может выражаться очень по-разному. Это может быть как мольба и просьба, так и приказ, запрет, даже протест. Приглашение, пожелание, напутствие – все это формы побуждения.

Многие думают, что побудительные и восклицательные предложения – это одно и то же. Но это не совсем верно – на самом деле, в зависимости от характера такого предложения, оно может иметь разную интонацию.

Примеры побудительных предложений с разной интонацией

Так, побуждение может принимать мягкую форму мольбы, просьбы, совета или пожелания, а также напутствия. В этом случае с интонационной точки зрения оно будет приближено скорее к повествовательному предложению.

Побудительное предложение в мягкой форме будет произноситься спокойно и ровно, а на письме в конце такой синтаксической единицы будет стоять точка, а не восклицательный знак.

Вот несколько примеров.

Спи спокойно, моя лапушка – это предложение-напутствие.

Приезжайте к нам летом, будем ходить на пляж – это предложение-приглашение.

Протест, запрет, приказ – в этих случаях побудительное предложение принимает восклицательную форму. А значит, побудительное предложение имеет две формы: восклицательную и невосклицательную.

Так, невосклицательные предложения произносятся спокойно. в них отсутствует ярко выраженная эмоциональная окраска. В то же время есть такие формы побуждения, которые без экспрессии невозможны.

В восклицательных предложениях не просто высказывается побуждение к действию, оно также окрашивается эмоционально. Именно эмоциональный фон и придает таким синтаксическим единицам форму восклицания.

В таком побудительном предложении в конце ставится восклицательный знак.

Существует несколько способов, помогающих выразить побудительность. И основной – это грамматическая основа, в которой используется глагол в форме повелительного наклонения. Модальные и формообразующие частицы, такие как “давай”, “пусть”, “да” и так далее помогают в выражении побудительности. При этом побудительное предложение может быть как односоставным, так и двусоставным.

Что мы узнали?

В побудительных предложениях обязательно выражается побуждение к какому-то действию, но в разных формах. Если речь идет о мягкой форме побуждения, то в конце предложения ставится точка, а произносится оно со спокойной интонацией. Если же побудительное предложение эмоционально окрашено, то интонация его произнесения восклицательная, а в конце, соответственно, ставится восклицательный знак.

Итак, если к вам обратились с побудительным («Вася, быстро домой!»), вы никогда не спутаете его по интонации с повествовательным («Вася уже дома») или с вопросительным («А Вася дома?»). Но внимание! Если будет сформулировано так: «А не пора ли тебе домой, Васенька?» или «Васька, ну ты идёшь?» - то этот пример относится к категории «вопросительно-побудительное предложение». Такие предложения содержат в себе два типа интонации сразу.Если в побудительном предложении есть сказуемое, то оно, вероятнее всего, будет стоять в : «Иди отсюда, Петя!» (Ну, сколько уже можно склонять бедного Васю!) Встречаются также сказуемые в форме : «А не пошёл бы ты отсюда!» И даже в форме : «Пошёл отсюда!» Последнее звучит не очень вежливо, но вопросы этикета в этой статье не рассматриваются. Если в качестве сказуемого используют инфинитив: например, строгое «Не курить!» - то такие предложения называют «отрицательно-побудительными».Верные помощники побудительного предложения - особые частицы. По- они еще называются модально-волевыми. Все они нам прекрасно : «Пусть!», «Пускай!», «Дай!», «Давайте!», «А ну-ка!». И просто незаменимая частица «бы». Но иногда достаточно всего лишь одного в именительном , чтобы предложение стало побудительным. Если услышите: «Пожар! Пожар!» - мгновенно догадаетесь, к чему побудить вас говорящий. «Бегите! Спасайтесь! Звоните «01»!Так пусть же проблемы с определением побудительных отныне будут вам неведомы! И пусть эти предложения звучат для вас не в форме приказов и запретов, а исключительно в виде вежливых и деликатных просьб. Например: «Не выпить ли нам чайку?». Или «Дорогая, ты выйдешь за меня замуж? Твой Вася...»

Источники:

  • Словарь-справочник лингвистических терминов. Изд. 2-е. — М.: Просвещение. Розенталь Д. Э., Теленкова М. А.. 1976

«Infinitivus» - в переводе с латинского «неопределенный». В словарях, изданных до 70-гг 20 века, «» определяли как «неопределенное наклонение глагола». При чем здесь наклонение, и какое правильное определение у инфинитив а? Да и существует ли он вообще?

Современные словари трактуют инфинитив просто – «неопределенная форма глагола» (такие , как «бежа-ть», «лете-ть» с флексией «-ть»). То, что форма – это понятно, но так как язык – понятие материальное, есть ли у инфинитив а содержание? Этот вопрос до сих пор вызывает жаркие споры: кто-то называет инфинитив нулевой формой (и с отсутствием содержания), кто-то настаивает на возвращении предыдущей формулировки – «неопределенное наклонение». Есть также и сторонники «нулевого залога» (то есть не действительного и не страдательного; не активного и не пассивного – опять же в старой традиции или в других языков, например, английского). Самая версия – инфинитив вообще не имеет отношения к глаголам, а, скорее, к частицам (выражающим модальность, фазовость и пр.). Трудно сказать, нулевое наклонение или нулевой залог у инфинитив а, но то, что частицы не могли бы входить в состав сказуемого – это точно. Инфинитив же, напротив, может входить в состав (глагольных). Например, выражающих ту же модальность (желаемость): «он перестал хотеть учиться», где есть и собственно модальный («хотеть») и возвратный глагол «учиться». Кстати, возвратные некоторыми исследователями также причисляются к инфинитив ам, хотя это мнение представляется ошибочным, так как постфикс –ся (себя) уже несет в себе определенное семантическое наполнение, а инфинитив – неопределенная форма – все-таки не может иметь такого развернутого значения (учить себя).Неразрешенным до сих пор остается вопрос и с «-ть». Одни ученые все-таки к тому, что это флексия (то есть морфема, связывающая слово с другими членами предложения), другие – что это формообразующий суффикс инфинитив а, за связи в предложении не отвечающий.Говоря о сказуемом, необходимо отметить, что в разговорной речи инфинитив может в со значением сообщения, движения, речи, направления, начала или продолжения выполнять функцию нулевого сказуемого. Например, «Мы ужинать», «Пора » «Дети – !».

Видео по теме

Наклонением называется непостоянный морфологический признак глагола, существующий у спрягаемых форм и выражающий отношение действия к реальности путем противопоставления форм повелительного, изъявительного и сослагательного наклонения.

Видео по теме

За примерами побудительных предложений вдалеке ходить не надобно. Весь из нас произносит десятки побудительных предложений в день: «Пора вставать!», «Скорее завтракай!», «Уроки сделай вначале!», «Вася, домооой!» Будет предложение по интонации восклицательным либо вопросительным, в обоих случаях вы склоняете иного человека выполнить вашу свободу. Дабы сделать это грамматически правильно, разглядим подробнее, что же такое побудительные предложения .

Выходит, если к вам обратились с побудительным предложением («Вася, стремительно домой!»), вы никогда не спутаете его по интонации с повествовательным («Вася теснее дома») либо с вопросительным («А Вася дома?»). Но внимание! Если предложение будет сформулировано так: «А не пора ли тебе домой, Васенька?» либо «Васька, ну ты идёшь?» – то данный пример относится к категории «вопросительно-побудительное предложение». Такие предложения содержат в себе два типа интонации сразу.Если в побудительном предложении есть сказуемое, то оно, возможнее каждого, будет стоять в повелительном наклонении: «Иди отсель, Петя!» (Ну, сколько теснее дозволено склонять бедного Васю!) Встречаются также сказуемые в форме сослагательного наклонения: «А не пошёл бы ты отсель!» И даже в форме изъявительного наклонения: «Пошёл отсель!» Последнее звучит не дюже почтительно, но вопросы этикета в этой статье не рассматриваются. Если в качестве сказуемого применяют инфинитив: скажем, суровое «Не курить!» – то такие предложения называют «негативно-побудительными».Правильные помощники побудительного предложения – специальные частицы. По-научному они еще именуются модально-волевыми. Все они нам красиво знакомы: «Пускай!», «Пускай!», «Дай!», «Давайте!», «А ну-ка!». И легко необходимая частица «бы». Но изредка довольно каждого лишь одного существительного в именительном падеже, дабы предложение стало побудительным. Если услышите: «Пожар! Пожар!» – мигом додумаетесь, к чему хотел всподвигнуть вас говорящий. «Бегите! Спасайтесь! Звоните «01»!Так пускай же задачи с определением побудительных предложений отныне будут вам неизвестны! И пускай эти предложения звучат для вас не в форме приказов и запретов, а экстраординарно в виде почтительных и щекотливых просьб. Скажем: «Не выпить ли нам чайку?». Либо «Дорогая, ты выйдешь за меня замуж? Твой Вася…»

«Infinitivus» – в переводе с латинского «неопределенный». В словарях, изданных до 70-гг 20 столетия, «инфинитив » определяли как «неопределенное наклон глагола». При чем тут наклон, и какое положительное определение у инфинитив а? Да и существует ли он вообще?


Современные словари трактуют инфинитив легко – «неопределенная форма глагола» (такие слова, как «бежа-ть», «лете-ть» с флексией «-ть»). То, что форма – это внятно, но потому что язык – представление физическое, есть ли у инфинитив а оглавление? Данный вопрос до сего времени вызывает жаркие споры: кто-то называет инфинитив нулевой формой (и с отсутствием оглавления), кто-то настаивает на возвращении предыдущей формулировки – «неопределенное наклон». Есть также и последователи «нулевого залога» (то есть не действительного и не страдательного; не энергичного и не пассивного – вновь же в ветхой обычии либо в традициях других языков, скажем, английского). Самая парадоксальная версия – инфинитив вообще не имеет отношения к глаголам, а, скорее, к частицам (выражающим модальность, фазовость и пр.). Сложно сказать, нулевое наклон либо нулевой залог у инфинитив а, но то, что частицы не могли бы входить в состав сказуемого – это верно. Инфинитив же, наоборот, может входить в состав сказуемых (глагольных). Скажем, выражающих ту же модальность (желаемость): «он перестал хотеть учиться», где есть и собственно модальный глагол («хотеть») и возвратный глагол «учиться». Кстати, возвратные глаголы некоторыми изыскателями также причисляются к инфинитив ам, правда это суждение представляется ложным, потому что постфикс –ся (себя) теснее несет в себе определенное семантическое наполнение, а инфинитив – неопределенная форма – все-таки не может иметь такого развернутого значения (учить себя).Неразрешенным до сего времени остается вопрос и с «-ть». Одни ученые все-таки склоняются к тому, что это флексия (то есть морфема, объединяющая слово с другими членами предложения), другие – что это формообразующий суффикс инфинитив а, за связи в предложении не отвечающий.Говоря о сказуемом, нужно подметить, что в разговорной речи инфинитив может в предложениях со значением сообщения, движения, речи, направления, начала либо продолжения исполнять функцию нулевого сказуемого. Скажем, «Мы ужинать», «Пора ехать» «Дети – спать!».

Видео по теме

Наклонением именуется непостоянный морфологический знак глагола, присутствующий у спрягаемых форм и выражающий отношение действия к действительности путем противопоставления форм повелительного, изъявительного и сослагательного наклонения.

Видео по теме